Имена

 

 

Анна Мозговая и Эдуард Тараховский


 

Из книги Н.Шереметьевская Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985.

...Анна Николаевна Мозговая (род. 1910) и Эдуард Ефимович Тараховский (род. 1912) - танцоры, обладавшие удивительным сходством фигур. Оба - широкоплечие и узкобедрые. Он - наделенный атлетической силой. Она - гуттаперчевой эластичностью связок. Их дуэт, сложившийся под влиянием творчества Понны и Каверзина, впервые предстал перед московской публикой летом 1935 года.

С той поры Мозговая и Тараховский гастролировали по всем крупным городам, выступали на лучших сценических площадках, исполняя всего лишь один номер: "Романс" Р.Глиэра. Его поставила артистам В.С. Вазге, руководившая Ростовской студией, где они оба учились. Их первый номер, как это часто бывает, оказался самым репертуарным, он максимально раскрывал своеобразие физических возможностей исполнителей.

Мозговая и Тараховский выступали почти обнаженные (оба в плавках, она в маленьком лифчике), пленяя красотой линий в адажио, а в аллегро - стремительным темпом поддержек, по преимуществу комбинированных вертушек (облетов дамы вокруг партнера на разных уровнях от пола: вокруг его шеи, груди, наискось через плечо, вокруг бедер и т.д.). Кульминационным моментом номера являлся выворотный шпагат, который так и вошел в словарь акробатических терминов, как "шпагат Мозговой". Тараховский выжимал ее в вертикальном положении, держа обеими руками за ногу (под коленом и за щиколотку). Наверху Мозговая образовывала колечко (смыкая над головой свободную ногу с рукой). Затем, постепенно выпрямляя эту ногу (продолжая придерживать ее за щиколотку), она делала вертикальный шпагат. С этого момента Тараховский начинал переводить ее тело в горизонтальное положение, опускаясь корпусом вперед до тех пор, пока прямая линия предельно выпрямленных ног не становилась параллельной полу (над выгнутой дугой корпусом). То есть тело танцовщицы образовывало в воздухе зеркальное отражение обыкновенного шпагата - поза, до того невиданная и почти неправдоподобная. Если бы фигура Мозговой не была столь гармоничной, эта поза производила бы антиэстетическое впечатление (как это част случалось у ее подражательниц).
.........
Однако же  неверно было бы причислить номер Мозговой и Тараховского к жанру цирковой акробатики, хотя некоторые параллели здесь напрашивались. Танцевальность номера усиливалась пластичностью исполнителей, их способностью окрашивать свои движения эмоциями
........
Балетмейстер Большого театра Леонид Жуков поставил им дуэт Демона и Тамары на музыку "Элегии" Рахманинова ... Трудно сказать, утвердились бы подобные номера в репертуаре танцоров. Элегия (1941) - последняя совместная работа талантливого дуэта. Вскоре Эдуард Тараховский ушел добровольцем на фронт, и их номер распался.


Дополнительная информация имеется в книге:
Н.Шереметьевская. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985.


Web master: SnakeL
 e-mail:
ffg2000@mail.ru


Версия 1.0, 15 ноября 2004г.



Hosted by uCoz