Имена

 

 

Мария Понна и Александр Каверзин


Мария Ивановна Понна (род. 1904) и Александр Иванович Каверзин (род. 1898)

Выступление М. Понны и А. Каверзина на аэродроме.
Фото из книги
Е.П. Гершуни Рассказываю об эстраде.


Из книги Н. Шереметьевская Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985.

Каждая эпоха рождает свой эталон человеческой красоты. Внешний облик Понны и Каверзина во многм соответствовал представлению о прекрасном, рожденном революцией: аскетичная графичность линий подчеркивалась строгой манерой их исполнения (без привкуса эротики и сладких улыбок "на публику", присущих многим тогдашним эстрадным парам) и простотой костюмов (небольшие повязки на бедрах и груди), не мешавших восприятию "музыкальной пластики" их тел.

Движения и позы Понны и Кавурзина вызывали ассоциации со скульптурой: по существу, манера их танца представляла собой цепь завершенных в свой гармоничности и удивительных по сложности акробатических поз. И все же этот дуэт с полным правом можно назвать танцевальным. Постановки Каверзина (а он почти всегда являлся и автором их репертуара) отличались особенным внутренним ритмом, певучими и мягкими переходами одного движения в другое, согласованностью с содержанием музыкального произведения, а главное, они блестяще выявляли достоинства обоих исполнителей. И в первую очередь удивительное соответствие их фигур: почти одного роста, почти повторяющие друг друга по силуэту, лишь у Понны более стройный, отчего каждое их движение воспринималось как двойной пластический аккорд, звучащий в унисон.

Более того, Мария Понна представляла собой совершенно исключительное явление, "в некотором роде анатомическое чудо". Женщина обычного сложения никакой тренировкой не смогла бы добиться того, что делала эта танцовщица, утверждал критик В. Ирвинг.

"Понна выгибается, свертывается, скручивается, растягивается. Она  взлетает на руки кавалера, обматывается вокруг его шеи как живая горжетка, перебрасывается, падает на пол в смелой позе, поднимает ногу под таким чудовищным углом, что так и чудится, будто головка бедреной кости должна выскочить из сустава, а связки не выдержат напряжений... Все это, однако, облагорожено подлинной пластичностью, большим чувством позы, из которых едва ли не каждая могла бы быть воспроизведена скульптурой" (Ивинг В. Танец в "Кривом зеркале". - "Программа гос. ак. театров", 1927, № 20, с.6).

Понна не получила никакого танцевального образования, она занималась спортивным плаваньем. Ее исключительные природные данные развились в процессе работы над сценическим репертуаром.

Приехав в Пертоград в 1921 году из Самары с намереньем стать художником, Каверзин увлекся балетом. Занятия спортом облегчили ему поступление на вечерние курсы (при Петроградской академической балетной школе) в класс к тогдашнему премьеру Мариинского театра Виктору Семенову. Отличная фигура Каверзина, его большой прыжок сулили ему успехи в классическом танце. Но встреча с Понной перевернула все планы.

"Жар-птица". М. Понна и А. Каверзин.

Острым глазом художника Каверзин уловил единство их линий и понял возможность создания необычного по красоте пластического зрелища.

Свой первый номер они назвали просто "Спортивный танец". Поставленный на музыку М.Блантера, он представлял собой сочетание феноменальных акробатичеких трюков. Каверзин выносил Понну, стоящую у него на руках на "мостике". Причем у нее почти не были согнуты колени. Казалось, она сложена назад вдвое. Ее правая нога медленно поднималась и замирала перпендикулярно вверх... Потом она вставала к нему на плечи и, захватив левой рукой носок правой ноги, вытягивала ее вверх, образовывая своим телом кольцо, которое замыкалось у нее над головой. А затем Каверзин ловил ее на "ласточку", и ее ноги поднимались почти совсем как загнутый птичий хвост... А то вдруг сверху она летела в шпагат и в силу инерции далеко проскальзывала по полу.

Все это выполнялось легко, непринужденно, как бы демонстрирую неограниченные возможности человеческого тела.

"Скрябиниана". М. Понна и А. Каверзин.

Дополнительная информация имеется в книгах:
Н.Шереметьевская Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985.
Е.П. Гершуни Рассказываю об эстраде. Ленинград, Искусство, 1968.


Web master: SnakeL
 e-mail:
ffg2000@mail.ru


Версия 1.0, 15 ноября 2004г.



Hosted by uCoz