Евгения Страшная
Генриетта
Белякова
История одной цирковой жизни
"…Женя уже
тогда отлично стояла стойки да и любые "шпагаты" умела делать как никто из нас.
А вот спина у нее была не гибкая, "твердая" спина. Но мы, играя в "цирк",
устраивая домашние представления, с детской жестокостью заставляли именно ее
выполнить "мостик". Она не отказывалась, не выбирала, как другие, трюк
повыигрышнее. Ведь режиссер (а у нас были и свои режиссеры) говорил, что так
"требуется по замыслу номера". И Женя с трудом, но безропотно выполняла этот
злосчастный "мостик". Каково же было моё удивление, когда через год я узнала,
что Женя выступает с так называемым "каучуком", где гибкость спины - основа
всего номера. При первой же встрече я кинулась к ней:
- Как же ты научилась так здорово делать "мостик"?
- Боген, - поправила Женя - в "каучуке" это называется "боген". - А затем
протяжно пояснила: - Ты помнишь, раньше я всё разминала ноги, а потом стала
разминать спину. - Помолчала, подумала и добавила: - Ну и размяла.
Вечером гляжу, как она выступает, и не верю глазам. Девочка на манеже похожа на
пружинку: прогибаясь, легко подносит ноги к голове, а потом подтягивает их к
подбородку. Клоун дарит ей за это розочку, и она, изогнувшись, дотягивается до
нее и медленно выпрямляется, держа цветок зубами. …Лауреат Московского фестиваля
молодежи и студентов 1957 г. …Пытаюсь высказать Жене свое мнение о старомодности
этого жанра, говорю сбивчиво и не очень вразумительно и наконец смолкаю вовсе.
"Ну, думаю, обидела человека". Но человек не обиделся: Женя спокойна и, как
всегда, растягивает слова: - Да ты вот посмотри на меня, а потом уж всё скажешь.
И я смотрю. Медлительная в жизни, Евгения работает в необычайно быстром темпе,
это необычно не только для нее, но и для этого жанра вообще. Одна красивая
пластичная поза мгновенно сменяется другой, еще один неуловимый поворот, и
артистка застывает в новом изгибе. И так непрестанно. Эта бесконечная прелесть
движения, сменяющаяся мимолетной неподвижностью, напомнила мне льющееся
прозрачное стекло, готовое принять любую форму и застывающее наконец в своем
хрупком неповторимом очаровании. Столько же очарования было и в номере Евгении.
Исчезло всё старомодное, грубоватое, не стало и розочки. Основу номера составили
стойки на руках в сочетании с пластическими позами. И всё это артистка исполняла
темпераментно и вдохновенно. …У нее всегда оставались любимая работа, любимый
номер. И вот с ним-то она и приехала на гастроли в Ленинград в 1967г. Каждый
вечер выходила на ленинградский манеж, и каждый вечер ее провожали долгие
аплодисменты. И вдруг однажды - резкая, невыносимая боль в спине. Артистку
отвезли в больницу: врачи установили перелом позвоночника. Целый год Евгению
лечили, и наконец она начала ходить. Но о работе в прежнем жанре не могло быть и
речи. …Страшная выбрала лошадь…"
из журнала "Советская Эстрада и Цирк", №6, 1974
Прислал
Игорюня
Киев, Украина
Программа Ленинградского цирка, февраль 1967 г.
Прислал David Fox
Мэриленд, США
Программа тех самых гастролей Московского цирка в Ленинграде о которых идет речь в статье. Давид Фокс был на представлении за несколько дней до несчастного случая.
Web master: SnakeL
e-mail: ffg2000@mail.ru
Версия 1.0, 29 марта 2003г.