Имена

 

 

 

Евгения Страшная


Генриетта Белякова
История одной цирковой жизни


"…Женя уже тогда отлично стояла стойки да и любые "шпагаты" умела делать как никто из нас. А вот спина у нее была не гибкая, "твердая" спина. Но мы, играя в "цирк", устраивая домашние представления, с детской жестокостью заставляли именно ее выполнить "мостик". Она не отказывалась, не выбирала, как другие, трюк повыигрышнее. Ведь режиссер (а у нас были и свои режиссеры) говорил, что так "требуется по замыслу номера". И Женя с трудом, но безропотно выполняла этот злосчастный "мостик". Каково же было моё удивление, когда через год я узнала, что Женя выступает с так называемым "каучуком", где гибкость спины - основа всего номера. При первой же встрече я кинулась к ней:
- Как же ты научилась так здорово делать "мостик"?
- Боген, - поправила Женя - в "каучуке" это называется "боген". - А затем протяжно пояснила: - Ты помнишь, раньше я всё разминала ноги, а потом стала разминать спину. - Помолчала, подумала и добавила: - Ну и размяла.
Вечером гляжу, как она выступает, и не верю глазам. Девочка на манеже похожа на пружинку: прогибаясь, легко подносит ноги к голове, а потом подтягивает их к подбородку. Клоун дарит ей за это розочку, и она, изогнувшись, дотягивается до нее и медленно выпрямляется, держа цветок зубами. …Лауреат Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 г. …Пытаюсь высказать Жене свое мнение о старомодности этого жанра, говорю сбивчиво и не очень вразумительно и наконец смолкаю вовсе. "Ну, думаю, обидела человека". Но человек не обиделся: Женя спокойна и, как всегда, растягивает слова: - Да ты вот посмотри на меня, а потом уж всё скажешь. И я смотрю. Медлительная в жизни, Евгения работает в необычайно быстром темпе, это необычно не только для нее, но и для этого жанра вообще. Одна красивая пластичная поза мгновенно сменяется другой, еще один неуловимый поворот, и артистка застывает в новом изгибе. И так непрестанно. Эта бесконечная прелесть движения, сменяющаяся мимолетной неподвижностью, напомнила мне льющееся прозрачное стекло, готовое принять любую форму и застывающее наконец в своем хрупком неповторимом очаровании. Столько же очарования было и в номере Евгении. Исчезло всё старомодное, грубоватое, не стало и розочки. Основу номера составили стойки на руках в сочетании с пластическими позами. И всё это артистка исполняла темпераментно и вдохновенно. …У нее всегда оставались любимая работа, любимый номер. И вот с ним-то она и приехала на гастроли в Ленинград в 1967г. Каждый вечер выходила на ленинградский манеж, и каждый вечер ее провожали долгие аплодисменты. И вдруг однажды - резкая, невыносимая боль в спине. Артистку отвезли в больницу: врачи установили перелом позвоночника. Целый год Евгению лечили, и наконец она начала ходить. Но о работе в прежнем жанре не могло быть и речи. …Страшная выбрала лошадь…"

из журнала "Советская Эстрада и Цирк", №6, 1974

Прислал Игорюня
Киев, Украина


Программа Ленинградского цирка, февраль 1967 г.

Прислал David Fox
Мэриленд, США

Программа тех самых гастролей Московского цирка в Ленинграде о которых идет речь в статье. Давид Фокс был на представлении за несколько дней до несчастного случая.


Web master: SnakeL
 e-mail:
ffg2000@mail.ru


Версия 1.0, 29 марта 2003г.



Hosted by uCoz