Гибкость в... Главная страница
Гибкость в...
Литература
Версия 19.2, 9 ноября 2004 (с 5 февраля 2001)
Буду благодарен за любые дополнения, поправки, замечания и уточнения. Если вы можете уточнить информацию об источнике (год, издательство, место издания, содержание) - пожалуйста, не поленитесь прислать мне.
Пользуясь правом организатора и вдохновителя проекта, я позволил себе ряд личных комментариев курсивом.
Если не указано кто прислал ссылку - значит никто ее не присылал. Комментарии к присланным источникам, как правило, принадлежат тем кто прислал.
SnakeL
e-mail: ffg2000@mail.ru
Присылайте кто что знает !
Информацию для включения в список можно прислать по адресу ffg2000@mail.ru
По этому же адресу можно присылать поправки или любые вопросы
Желательно (но необязательно) сообщить
О книге - автор, название,
год издания, издательство, страницы
на которых нужная информация,
короткое описание, есть ли
иллюстрации.
О статье в журнале - название
журнала, год, номер, страница, автор
статьи, название статьи, есть ли
иллюстрации.
Интересна так же краткая аннотация:
что в этом источнике интересного,
полезного или не очень.
Если вы не знаете (или не можете
установить) подробности - все равно
присылайте информацию. Может
другие смогут уточнить.
Гибкость в цирке
Книги о цирке
Цирк. Маленькая
энциклопедия. Авт. сост. А.Я.
Шнеер, Р.Е. Славский. Ред. коллегия Ю.А.
Дмитриев (гл. ред.) [и др.]. М.,
Советская энциклопедия, 1973, 376с., ил.
Существует еще второе издание,
очень мало отличающееся.
Представляют интерес статьи:
Акробатика, Библиография, Боген,
Каучук, Клишник, Мост, Мостик,
Мотофозо, Самодеятельный цирк (особ.
список литературы), Складка,
Славский, Суплес, Художественно-акробатическая
группа, Шпагат, Этюд. Могут быть
полезны указатели. Иллюстраций,
интересных для поклонников
пластических жанров немного, но
есть. Статья "Каучук"
иллюстрирована двумя рисунками.
Один из авторов-составителей Р.Е.
Славский - автор других книг и
статей имеющих отношение к
интересующим нас жанрам.
Гуревич З.Б. О жанрах
советского цирка. М., Искусство,
1984.
Есть о жанрах пластической
акробатики: каучук, клишник,
художественно-акробатическая
группа. Иллюстрации - рисунки.
Славский Р. Цирк
нашего двора. М., 1961
Стр. 37-43 - глава "Люди без костей"
- про пластическую акробатику, как
развивать гибкость и сложиться
назад пополам. Главное - считает
автор - добраться руками до коленей
(ноги прямые), а там уже недалеко.
Можно ухватиться за слегка
согнутые ноги, подниматься по ним а
потом выпрямлять, если так вам
удобнее. В смысле указаний - мне
кажется, несколько поверхностно
написано, не обращено должного
внимания на аспекты безопасности
занятий такими упражнениями.
Например, про шпагаты сказано
просто, что их надо тоже
тренировать, наряду с гибкостью
спины. Как - не уточняется, а это
тоже надо делать грамотно. Если не
ошибаюсь (читал давно), практически
ничего нет про необходимые
разминку и заминку перед и после
сильных прогибаний и растяжек.
Описываются некоторые возможные
комбинации трюков для
пластического этюда. Иллюстрации -
рисунки. В других главах книги,
посвященных другим цирковым жанрам,
так же встречаются описания трюков,
связанных с гибкостью и
соответствующие рисунки. Есть
статья того же автора в жур. "Советский
цирк" (1960, №12) "Люди без костей".
Очень интересная, информативная, с
иллюстрациями.
Ширай <инициалы
?>. Цирк на сцене.
Сценарии номеров для народного
цирка. М., Искусство, 1974, 107с., ил.
Есть сценарии пластических
этюдов для одной или нескольких
участниц.
Шляпин Л.Ф. Цирк
любителей. М., Искусство, 1976, 135с.,
Самодеятельный театр, серия "Цирк".
Не помню что там есть. Может быть -
ничего. <?>
Кожевников С.В.
Акробатика. М., Искусство, 1984.
Учебное пособие для училищ
эстрадно-циркового искусства.
Про гибкость мало или ничего. <?>
Парад-алле: Цирк.
Болгария. Венгрия. Вьетнам.
Германская демократическая
республика. Куба. Монголия. Польша.
Румыния. Советский союз.
Чехословакия. /Сост. Е.Д. Уварова, М.,
Искусство, 1989, 320с., ил.
Сборник статей и фотографий о
цирках всех перечисленных стран.
Есть фото конторсионистов за
работой. Особенно интересна статья
про монгольский цирк, где вскользь
упомянуто, что "Была в
религиозных шествиях и
демонстрация удивительной
гибкости тела. Не оттуда ли идет
интерес к пластическим этюдам,
имеющим в современном монгольском
цирке широкое распространение и
выдвинувшим выдающихся
исполнительниц" - стр.153.
В самом деле, не оттуда ли?
Кривенко Н. Советский
цирк. Талант, смелость, красота.
1969<?>, М., Издательство Агентства
печати Новости, 194с.,ил.
Хорошо иллюстрированная книга с
текстом на русском и английском
языках. Автор - тогдашний главный
редактор журнала "Советская
эстрада и цирк". Есть конторсионые
фотографии. Одна на стр.53 "Отличница
циркового училища" (безымянная),
другая - разворот стр190-191 "Евгения
Страшная - женщина-каучук" (боген
в зубнике). Есть еще немного.
Всеволодский (Гернгросс)
В. История русского театра, т.2,
М.-Л., 1929
Стр. 336 - упоминания в
исторических хрониках о
выступлениях "конторсионистов"
в старину (в России). Приводится
текст чего то типа афиши с
описанием номера, среди трюков -
шпагаты в разных позах, в том числе
провисные, прогибания, кольцо боком.
Читал эту книгу очень давно - могу
ошибиться. Надо уточнить. <?>
Китайская Народная
республика: Справочник/ Разов
С.С. М., Политиздат, 1989, 227с., ил.
Есть известная с сети фотография
одной известной китаянки,
предположительно Ли Ли Пинг (надо
уточнить). Подпись - "Китайский
цирк". В тексте ничего
интересного не встретил.
Монголия: 100 вопросов
и ответов. Справочник. Сост. и
общ. ред. Ч. Тумэндэлгэр, М.П.
Макареев. М., Политиздат, 1989, 206с., ил.
Среди цветных фотографий межу
стр. 176 и 177 есть фотография
пластического этюда в исполнении
монголок. Очень симпатичный,
синхронный боген в зубнике. Подпись
- "Монгольский цирк". В тексте:
"Неизменным успехом пользуется
монгольский цирк (особое
восхищение зарубежного зрителя
вызывает "пластический этюд",
известный в Европе под названием
"номер каучука"). Артисты
монгольского цирка - лауреаты
международных конкурсов в Гаване,
Париже и Монте-Карло."
Что правда, то правда.
Огни манежа. Статьи о
цирке. Сборник. Под общей
редакцией Ф. Бардиана. М., Искусство,
1961, 128с., ил.
Много иллюстраций, есть
несколько (3-4) фотографий акробаток-каучуков.
В тексте о гибкости мало, просто
описывается один-два номера.
Арена-Arena. 114
фотографий Мирослава Муразова.
Автор-составитель И. Менджерицкий.
М., Планета, 1978.
Крупноформатный альбом. Есть
конторсия, но не много.
Й. Маркшис-ван-Трикс,
Б. Новак. Артисты и цирковой плакат.
М., Искусство, 1986.
Стр. 5 - Греческая ваза с
изображением акробатки, в стойке на
руках с прогибом, стреляющей (ногами
естественно - как еще) из лука.
Стр. 6 - Акробаты в древнем Египте,
делают мостик.
Стр. 17 - Гравюра 18 века: "Ребенок -
универсальный акробат". Ребенок
демонстрирует все трюки
современного каучука.
Стр. 30 - "Укротительница змей мисс
Симона", 1878г, Гамбург. Сидит на
шпагатах - видимо и сама женщина-змея.
Есть и другие интересные плакаты.
Книга замечательная - советую
взглянуть.
Кочешков Н. Встречи с
искусством Монголии. 1971
<?>
/Прислал IgorL/
Синев Н. В жизни и на
эстраде. 1983
<?>
/Прислал IgorL/
Фестивали искусств
СССР. 1969
<?>
/Прислал IgorL/
ГУЦЭИ. Москва. 1967.
<?>
/Прислал IgorL/
Дриго А.В. Сегодня и
ежедневно. Советскому цирку 70 лет.
1989
<?>
/Прислал IgorL/
Народні самодіяльні.
Вип.1.1982
Про мукачівську циркову студію
текст.
/Прислал IgorL/
Народні самодіяльні.
Вип.2.1984
...А Люся Любченко, тепер артистка
Ростовського цирку на сцені, додає:
- А пам`ятаєте ... як Володя ... ніжки
до мого стола вирізьбив?
Людмила Любченко виконує номер,
який називається пластичним етюдом.
Готувала його тут, у цьому підвалі...
Про народний цирк "Юність Києва"
з-ду Арсенал
/Прислал IgorL/
Бугд Найрамдах
Монгол Ард Улс. Фотоальбом. 1966
<?>
/Прислал IgorL/
Всемирный фестиваль
молодежи и студентов.
Фотоальбом. 1957
<?>
/Прислал IgorL/
Шехтман Л.Б.
Искусство миллионов. 1968
<?>
/Прислал IgorL/
Массовое творчество
трудящихся. Фотоальбом.1981
<?>
/Прислал IgorL/
Народное творчество
Ленинграда.
<?>
/Прислал IgorL/
Народные...
Ростов, 1970
"шпагат Мозговой", о народном
цирке
/Прислал IgorL/
/Если кто не знает, "шпагат
Мозговой" - это шпагат-затяжка,
когда исполнительницу нижний
партнер поддерживает за одну ногу,
горизонтально полу, свободную ногу
исполнительница захватывает сзади
руками, и, прогибаясь доводит до
шпагата. Называют так по фамилии (Мозговая)
одной известной в свое время
акробатки-танцовщицы, хотя
авторство тут установить сложно. -
SnakeL/
Народные таланты
художественной самодеятельности
профсоюзов. Фотоальбом. 1958
<?>
/Прислал IgorL/
Фестиваль молодежи. (Варшава).
Фотоальбом.
<?>
/Прислал IgorL/
Художественная
самодеятельность Ленинграда.
1957
<?>
/Прислал IgorL/
Большой секрет.
Сб. сценариев. Часть 2. 1990
<?>
/Прислал IgorL/
Театрализованные
праздники и зрелища. 1964-1972. М.,
1976
<?>
/Прислал IgorL/
Народные таланты.
Фотоповесть о коллективах
художественной самодеятельности
Белоруссии, о людях, второй
профессией которых стало искусство
1966-1967
4 Завязала ноги на подбородке,
лежа на животе. Н.Ежова (гор. Гомель)
исполняет пластический этюд
/Прислал IgorL/
Мистецтво мільйонів.
Фоторозповідь про художню
самодіяльність Рад. України. 1977
Є про цирк, але ...
/Прислал IgorL/
Карташкин А.С.
Праздник с чудесами.
<?>
/Прислал IgorL/
Публикации о цирке в журналах и газетах
<Непочатый край
работы. Журналы: Советский цирк,
Советская эстрада и цирк, Монголия,
Современная Монголия, Корея, Китай,
Народный Китай, Куба, Огонек,
Работница, Kassette (это, впрочем
немецкое обозрение эстрады и цирка,
но оно встречается в наших
библиотеках)
Газеты: Арена, Советская культура,
Культура, Собеседник и т.д. и т.п.>
Советская
культура, 25 октября 1988 г, стр.5.
Фотография "Пластический этюд
исполняет артистка из Улан-Батора
Талбаа Оуоунцацран".
Программа "Интерцирк-88" в
Ярославле. Кто ни будь,
отсканируйте это фото! Наверно,
один из лучших номеров, какие я
видел живьем.
Работница, № 8, 1981, стр. 24. Статья про самодеятельную цирковую студию, упоминается про исполнительницу пластического этюда, есть фото - так себе.
Журнал "Наука и
жизнь", № 9, 1986. К. Ганешин, "Галантные
слоны"
Статья о цирковом номере
"Слоны и танцовщицы" (рук. А.Н.
Корнилов). Описан, в частности, трюк
"шпагат на слонах" (есть
фотография) - девушка встает на
головы двум слонам, они расходятся
в стороны и артистка растягивается
в шпагате (здесь на самом деле
показан не совсем полный шпагат, я
видел этот трюк с полным и
продольным и поперечным шпагатом).
/Прислал Tokamak/
Kassette, № 6, 1982, стр. 161-171. Должно быть про цирковое искусство в Монголии. Не видел. Кто может - проверьте. <?>
Гибкость в спорте
Книги о спорте
Чой Сунг Мо. Гибкость
в боевых искусствах.
Ростов-на-Дону, Феникс. 222с.
Дается около 200упражнений на развитие гибкости всех частей тела и методика
составления программ на развитие гибкости.
/Прислал Андрей Смирнов/
Майкл Дж. Алтер Наука
о гибкости. Киев Олимпийская
литература, 2001, 421с.
Наиболее фундаментальная работа о
гибкости ,изданная в мире. В книге представлена наиболее полная информация о
гибкости - важном физическом свойстве организма, о факторах, влияющих на ее
качество и степень, а также различные методики сохранения и развития гибкости,
приведены примеры упражнений на растягивание и разминочных упражнений. Есть
глава посвященная конторсии с фотографиями конторсионистов.
/Прислал Андрей Смирнов/
Боброва Г.А.
Искусство грации. Л., Детская
литература, 1986, 110с., ил., серия "Знай
и умей"
Учебник-самоучитель по
художественной гимнастике.
Иллюстрации рисованные. Есть о
развитии гибкости. Гнуться
советуют довольно круто.
Художественная
гимнастика: Учебник для ин-тов
физ. культ. Под ред. Т.С. Лисицкой. М.,
Физкультура и спорт, 1982, 232с., ил.
Естественно есть и о развитии и
поддержании гибкости. Иллюстрации -
рисунки, фотографии, кинограммы. На
некоторых любителю гибкости есть
на что взглянуть.
Лисицкая Т.С.
Хореография в гимнастике. М.,
Физкультура и спорт, 1984, 176с, ил.
В основном о хореографии в
применении к художественной
гимнастике. В разделе о физической
подготовке есть параграф "Методика
развития гибкости", где
предлагается погнуться и
порастягиваться довольно
основательно. Упражнения
проиллюстрированы рисунками, но в
книге есть и фотографии, в том числе
и гибких художниц, естественно - тех
времен (Ирина Дерюгина, Даля
Куткайте, Венера Зарипова, Галина
Белоглазова).
Поэзия
движения: К истории создания
художественной гимнастики в
Ленинграде. Л., Лениздат,
1987.
Стр. 156 - Как пример воздействия
занятий художественной
гимнастикой на организм сообщается,
что кандидат биологических наук
Лепехина в 57 лет может сделать
мостик и шпагат. У меня отмечено,
что в этой книге фотографии - так
себе.
Леонід Горлач. Прима
грацій. Киев, 1980
про Ірину Дерюгіну
/Прислал IgorL/
Игры Доброй Воли.
Художественная гимнастика. 1986
3.5 Гимнастка в упражнении с мячом
круто прогнулась назад, лежа на
ногах и касаясь макушкой этих ног.
/Прислал IgorL/
Спортивная
акробатика: Учебник для ин-тов
физ. культ. Под ред. В.П. Коркина. М.,
Физкультура и спорт, 1981, 238с., ил.
Есть про развитие гибкости.
Иллюстрации - рисунки.
Коркин В.П.
Акробатика. М., Физкультура и
спорт, 1983, 127с., ил, серия "Азбука
спорта".
Самоучитель по спортивной
акробатике для детей. Есть про
развитие гибкости, шпагаты, мосты и
их применение. Иллюстрации - в
основном рисунки, но так же есть
фотографии, в том числе
демонстрирующие элементы на
гибкость.
Коркин В.П.
Гимнастика и акробатика в семье.
Минск, Полымя, 1986, 96с., ил., серия "За
здоровьем и долголетием".
Для массового читателя. О
гибкости - стр. 75-81. Рисунки
схематические. Автор отмечает, что
дети любят гнуться и часто
стараются, не ограничиваясь мостом,
сделать мост-складку. Рекомендация
автора: делать мост-складку стоит
только тем, кто может опуститься в
мост наклоном назад и встать
обратно без посторонней помощи.
Болобан В.,
Коркин В. Школа семейной акробатики.
Киев, Изд. ЦК ЛКСМУ (МДС) "Молодь",
1991.
Почти тоже что в предыдущей книге
одного из авторов.
Николаев Ю.К.
Акробатика в пионерском лагере.
1966.
Ничего экстремального.
Рекомендуют обратить внимание на
девочек - очень любят гнуться и
чрезмерно развивают гибкость в
поясничном отделе позвоночника.
Обязательно надо, одновременно с
этим полезным делом, развивать
гибкость в грудном отделе и в
плечах, а так же развивать силу.
Гольский Л.Н.
Работа с акробатическим
коллективом художественной
самодеятельности. 1960.
Про гибкость - ничего или
практически ничего. <?>
Верхошанский
Ю.В. Основы специальной физической
подготовки спортсменов. 1988.
Про гибкость - ничего или
практически ничего. <?>
Баршай В.М.
Физическая и техническая
подготовка юных акробатов.
Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского
университета, 1990.
Про гибкость - ничего или
практически ничего. <?> Есть
большая библиография.
Матвеев Л.П.
Основы спортивной тренировки.
Учебное пособие для ин-тов
физической культуры. М.,
Физкультура и спорт, 1977, 280с.
Есть про развитие гибкости.
Иллюстрации - рисунки.
Менхин Ю.В.
Физическая подготовка в гимнастике.
М., Физкультура и спорт, 1989, 224с., ил.
Это про физическую подготовку в
спортивной гимнастике. По большей
части о гимнастах, а не гимнастках.
Про гибкость, как одно из
необходимых физических качеств
есть. Высказываются некоторые
соображения о том, что не худо бы
мужчинам-гимнастам
демонстрировать "те формы
гибкости, которые на сегодняшний
день считаются образцовыми" (стр.
58). Типа, не худо бы перенять у
гимнасток равновесия с
вертикальными шпагатами, почему бы
не выполнять со шпагатом крест и т.д.
Гимнастика и
методика преподавания:
Учебник для ин-тов физ. культ. Под
ред. В.М. Смолевского. Издание 3-е,
перераб., доп., М., Физкультура и
спорт, 1987, 336с., ил.
Про гибкость очень мало.
Доленко Ф.Л.
Берегите суставы. М.,
Физкультура и спорт, 1990, серия "Физкультура
и здоровье".
Полезно знать про эту книжицу.
Много интересного, хотя и не для
любителей посмотреть экстрим. У
меня отмечено, что там как то
упоминается Тамара Лязгина, но как -
не написано, а сам я не помню. <?>
Спорт, музыка,
грация. Художественная гимнастика.
М., Физкультура и спорт, 1984
Фотоальбом, много интересных
фотографий наших знаменитых
гимнасток-художниц. Это издание 2е,
переработанное, первое - отличается,
многие фотографии другие.
Художественная
гимнастика. Комплект из 10
фотооткрыток. Фото В. Сафронова. М.,
Планета, 1984
Очень симпатичный набор открыток
с фотографиями лучших художниц.
Коренберг В.Б.
Упражнения на бревне. М.,
Физкультура и спорт, 1976, 80с., ил.,
серия "Гимнастическое
многоборье"
Обсуждаются вопросы связанные с
равновесиями в шпагатах и с
прогибаниями. Иллюстрации - рисунки
и фотографии. В этой же серии есть
аналогичные книги по другим видам
гимнастического многоборья -
вольные упражнения, упражнения на
коне и. т.д.
Пеганов Ю.А.,
Берзина Л.А. Позвоночник гибок -
тело молодо. М., Советский
спорт, 1991, 80с. ил., серия "Физкультура
для здоровья"
На мой непросвещенный взгляд -
очень хорошая книга для тех кто
хочет развивать гибкость
самостоятельно, в домашних
условиях. Несколько комплексов
упражнений разной сложности. Есть
глава "Как сесть на шпагат".
Карелина О.В.
Ни дня без гимнастики. М.,
Физкультура и спорт, 1981, 40с., ил.; 2 л.
вкладок, серия "Гимнастика в
комплексе ГТО.
Есть комплексы упражнений
развития гибкости. Одна из вкладок
посвящена как раз этому. Для
подобных книг, адресованных
непрофессионалам - к развитию
гибкости подход довольно
основательный.
Если хочешь
быть здоров. М,
Физкультура и спорт, 1988, серия "Библиотека
молодой семьи".
Глава "Акробатика в квартире"
(автор - заслуженный тренер РСФСР Е.
Анцупов). Много говорится о пользе
акробатики, о том что это вообще
самый доступный и хороший вид
спорта, приводятся примеры и т.д., и
т.п. Есть раздел "Мостик и шпагат".
/Прислал Tokamak/
Годик М.А.,
Барамидзе А.М., Киселев Т.Г.
Стретчинг. Подвижность, гибкость,
элегантность. М., Советский
спорт, 1991, 96с., ил., серия "Спорт,
здоровье, настроение"
Описывается комплекс стретчинга.
Ничего экстремального. Иллюстрации
- рисунки.
Зуев Е.И.
Волшебная сила растяжки. М.,
Советский спорт, 1990, 64с.
На обложке - девочка в прямом
шпагате. Растяжки описаны чисто
лечебно-профилактические (берут
два человека третьего и тянут в
разные стороны за руки и за ноги),
хотя демонстрируют их на
фотографиях мастерицы спорта. Есть
кое что интересное в отзывах этих
"моделей" на описываемый
комплекс. Одна из них (Алла Правдина),
в частности, замечает:
"Когда растягиваешь сама себя в
шпагате - боль, дискомфорт. Когда ты
пассивна и твою ногу тянут,
ощущаешь, что она как бы растет...
Растяжка идет не на боли, а на
комфорте. Растяжка - в радость. Тело
и организм это улавливают и
запоминают, и после даже в
саморастяжках такое ощущение
сохраняется. Вот что ценно."
Действительно, это очень ценно.
Физкультура
для всей семьи. Сост. Козлова Т.В.,
Рябухина Т.А. М., Физкультура и
спорт, 1990, 463с., ил., серия "Библиотека
для родителей"
Не книга, а кладезь премудрости.
Вот наиболее интересные для нас
места.
Стр. 197-204. Глава "От девочки до
мамы". "Очень полезны
упражнения для мышц тазового дна.
Дело в том, что во время родов эти
мышцы иногда так напрягаются, что
могут препятствовать продвижению
ребенка. Это грозит тяжелыми
осложнениями и для него и для
матери. Поэтому тазовое дно нужно,
как говорят акушеры, 'растянуть',
сделать более эластичным,
податливым." На стр. 201 приводятся
"Упражнения для эластичности
тазового дна" - нормальный
комплекс для развития гибкости.
Стр. 381-386. Глава "Тренируйте
суставы". Про гибкость, ее
значение и развитие. "Вспомните
цирк, эстраду - выступления 'человека-змеи',
'человека-каучука', обладающих
феноменальной гибкостью".
Приведен (с рисунками) комплекс
упражнений для развития гибкости
который рекомендует... как вы
думаете, кто? Правильно, Тамара
Лязгина "поражающая зрителей
необычной гибкостью тела". (Тамара
Макаровна, а вам никогда не
говорили, что гибкость тела у вас
"необычная"?) Артистка говорит:
"Вы спрашиваете, с чего
начинается путь к здоровому,
гибкому телу? Представьте себе - с..."
и дальше она объясняет, с чего.
Стр. 435-451. Глава "Секреты долгой
молодости профессора Никитина".
Этому профессору за 80, он делает
мостики и шпагаты. Правда, говорит,
К.Ф. Никитин "...я не советую брать
шпагат на вооружение, дабы избежать
травм...". Слышали, молодежь? После
80 лет, со шпагатами надо
поосторожнее...
Лах Ман Чун Г.Е.
Эта замечательная йога, или взгляд
в себя. М., Физкультура и спорт,
1992, 174с., ил.
На фотографиях показаны ассаны.
Некоторые модели - достаточно
гибкие девушки в купальниках.
Никакого экстрима, но приятно
взглянуть.
Латохина Л.И.
Хатха-йога для детей: Книга для
учащихся и родителей. М.,
Просвещение, 1993, 160с., ил., серия "Школа
здоровья"
Как обычно в книгах по йоге -
несколько слов о гибкости,
несколько лотосов, наклонов и
прогибов. Для конторсион-фанов
неинтересно. Позы показывают
девочки в купальниках (фотографии).
Секреты
гибкости: Полная амплитуда
движений. Пер. с англ. В.Орехова,
М., ТЕРРА, 1997, 144с., ил., серия "Здоровый
образ жизни".
Автор не указан ни на русском ни
на английском языке. Очень красиво
изданная, богато иллюстрированная
книга большого формата, но никаких
особых "секретов гибкости" не
открывает. Гибкость
продемонстрированная на
фотографиях нигде не превышает
среднестатистическую. Характерный
пример - нога, согнутая в колене.
Рекомендую лицам пожилого возраста,
страдающим тугоподвижностью в
суставах - предлагаемые комплексы
если и не помогут, то всяком случае
не навредят. Для профессионалов
исполнителей и зрителей ничего
интересного.
Васютин Н.А.
Выступают юные гимнасты. М.,
Детская литература, 1979, 271с., ил.,
серия "Библиотечка пионера 'Знай
и умей'"
Всякие методические
рекомендации по постановке
выступлений гимнастов - в основном
пирамиды, гибкость почти не
упоминается, иллюстрации - рисунки.
Ольга Корбут.
Жила-была девочка. М., Молодая
гвардия, 1988, 175с., ил., серия "Спорт
и личность"
Автобиография знаменитой
гимнастки. Есть про первые шаги (и
шпагаты). Много фотографий, но с
гибкостью только одна - стойка на
груди на бревне.
Колесникова Н.А.
Взгляд с трибуны. М., Советская
Россия, 1987, 192с., ил.
Очерки о развитии спорта в СССР.
Про гибкость совсем мало и вскользь.
Есть фотографии, с гибкостью - мало.
В книге много говорится об эстетике
спорта, связи между спортом и
искусством, их взаимовлиянии.
Публикации о спорте в периодике
Ежегодник'88.
Спортивная гимнастика,
художественная гимнастика,
акробатика, прыжки на батуте. Сост.
Голубев В.Л.
Хороший ежегодник, есть очень
симпатичные фотографии художниц,
гимнасток, акробаток. Других
выпусков этого ежегодника мне не
попадалось.
Баташев А., Фото Азаров Д.
и Голованов А. Параллельные
сюжеты Оксаны Скалдиной//Спорт
в СССР и в мире, №6, 1990, стр.27
Статья об гимнастке-художнице. На
развороте - очень хорошая
фотография, Оксана в полушпагате
сложена назад к ноге.
Гибкость тела
- заметка в рубрике "Между
нами девочками" // Юный
техник, N5, 1990
В заметке - тест на гибкость (чтобы
получить высший бал нужно
наклонившись, достать пол ладонями,
дотянутся до икр наклонившись
влево/вправо, коснутся прямыми
ногами пола, заведя их за голову
лежа на спине - вполне умеренные
требования ;) ). Для недовольных
результатами предлагается
заниматься с т.н. "гимнастической
палкой - изобретенной французом
Леоном Мелле: "..ее длина должна
быть равна высоте вашего роста.
Диаметр - удобным для обхвата
руками, причем с концов он больше,
чем посередине. Сквозь отверстие на
одном из концов продет кожаный
ремень. Он образует петлю,
диаметром 15 см". На рисунке (выполненном
в несколько карикатурном стиле),
показаны упражнения с этой палкой -
никакого экстрима. Пример - лежа на
спине поднять одну ногу, просунуть ее
в петлю и тянуть на себя. Для
профессионалов слабовато, думаю,
можно рекомендовать в качестве ОФП.
Самое интересное в этой ссылке
видимо источник, а также то, что это
первое встретившееся мне описание
технического приспособления
специально для растяжки (!)
/Прислал Tokamak/
<Так много публикаций, что не знаю с чего начать. Интересные журналы: Советский спорт, Спортивная жизнь России, Спорт в СССР и в мире, Здоровье, Физкультура и спорт, Крестьянка, Работница, Теория и практика физической культуры и почти все остальные журналы и газеты придачу.>
Гибкость в танце
Книги о танце
Мгновения. Касьян
Голейзовский. Фотоальбом. 1983
<?>
/Прислал IgorL/
Собинов Б.М., Суворов.Н.
Поддержка в танце. 1962
Есть рисунки и кое-какой текст.
/Прислал IgorL/
Собинов Б.М., Суворов
Н.Д. Эстрадно-спортивные танцы.
М., Искусство, 1964.
Не помню что там есть. Может быть -
ничего. <?>
Гибкость в художественной литературе
Но что страннее,
что непонятнее всего,
это то, как авторы могут брать
подобные сюжеты, признаюсь, это уж
совсем непостижимо, это точно...
нет, нет, совсем не понимаю.
(Братья Стругацкие, точнее - Н.В.
Гоголь)
В ссылках на классические книги, отдельные рассказы, стихи, существующие во многих изданиях, достаточно краткой информации - автор, название, возможно - год первой публикации или исторический период (например: 5 век до новой эры)
Григорович Д.В.
Гуттаперчевый мальчик.
Повесть, 1883. Комментарии излишни -
классика.
Чарльз Диккенс.
Посмертные записки Пиквикского
клуба.
Роман, 1837. Глава 15, Парадный
завтрак в доме мистера и миссис Лио
Хантер. В ходе домашнего концерта
"...Какой-то подросток начал
пролезать между перекладинами
стула, прыгал через него, катался с
ним по земле и проделывал
решительно все, только не сидел на
нем, затем сделал галстук из
собственных ног и обвязал его
вокруг шеи, после чего
демонстрировал, с какою легкостью
можно придать человеческому
существу сходство с раздувшейся
жабой, - все эти подвиги вызвали
восторг и изумление собравшихся
зрителей."
Я давно гадаю, не описывает ли тут
Диккенс впечатления от выступления
английского артиста Э. Клишника (12.10.1813
- 17.03.1877), в честь которого получил
название соответствующий жанр
пластической акробатики. Об Э.
Клишнике см. статью "Клишник" в
"Маленькой энциклопедии Цирк".
Диккенс мог видеть этого артиста,
когда тот был "подростком" или
просто молодым человеком.
Астрид Линдгрен.
Пеппи Длинныйчулок.
Повесть, 1945-1952. Пеппи много раз
исполняет акробатические элементы
(стойки на руках, равновесия,
ласточки и т.п.). Встречается и
демонстрация гибкости:
Часть первая "Пеппи поселяется в
вилле "Курица"". В главе 7 "Как
Пеппи идет в цирк": "Пеппи
пошла по канату ... Когда она дошла
до середины каната, то так задрала
ногу, что носок туфли повис над ее
головой, словно навес. Затем она
сделала "пистолет" и начала
крутиться на одной ноге". В главе
10 "Как Пеппи спасает двух малышей":
"Когда Пеппи дошла до середины
доски, она задрала ногу точно так же,
как, помните, она сделала в цирке".
Видимо, Пеппи умеет садиться на
шпагат. Умение садиться на шпагат и
поднять ногу выше головы
пользуется уважением среди детей (особенно
девочек) во всем мире, в том числе и
в Швеции.
BTW Все знают, что читать эту книгу
надо в переводе Л. Лунгиной и ни в
каком другом?
Эрих Мария Ремарк -
Черный обелиск.
Роман, 1957. Возлюбленная главного
героя Герда Шнейдер - акробатка из
варьете. Сцена первой встречи:
"В это мгновение я чувствую, что с
пола на меня смотрит чье-то лицо. Я с
удивлением оглядываюсь и вижу
танцовщицу, которая так сильно
перегнулась назад, что ее голова
видна между ногами. Она вдруг
кажется каким то невероятно
искривленным карликом" (Пер. с
немецкого В.Станевич).
Шукшин, В.М.
Материнское сердце.
Рассказ, 1969. Одна из героинь "Затараторила
с ходу, стала рассказывать, что она
когда-то была в цирке, "работала
каучук"".
И позже, главный герой, Витька:
"-...Каучук работаете, да?"
По имеющимся данным, Шукшин был
знаком с Тамарой Лязгиной. Не у нее
ли узнал про то как "работают
каучук"?
Бартэн А.А. Под
брезентовым небом: Книга о цирке.
Л., Советский писатель, 1989, 416с.
Есть даже словарик терминов
встречающихся в книге, включая
слово "боген". Процитирую то
единственное место в книге, где это
слово встречается. Сцена: в
свободное время артисты цирка
попели немного, а потом "Никита
Прошин решил поговорить о том, что
накопилось за время поездки:
созывать специальное
производственное совещание ему не
хотелось ..." (стр. 277)."... Вот
скажем Поля Грохотова. Становится
на пьедестал и исполняет
пластический этюд. Несколько минут
длится номер. Какой тут можно
создать образ? ... Неожиданно
вмешалась сама Грохотова.
- Ишь ты как просто у вас получается!
- вскочила она и сердито оглядела
товарищей. - Выходит, если в моем
распоряжении один только пьедестал
- думать могу лишь о шпагатах и
богенах? Вовсе не так! ..." (стр. 278).
Джеймс Джойс. Улисс.
Пер. с англ. В.Хинкиса, С.Хоружего. М.,
Республика, 1993, 617с.
Роман, 1914-1921. Эпизод 13 "Навсикая".
Стр.284.
"Она сильно откинулась назад,
стараясь разглядеть фейерверк,
обхватила колени руками, чтобы не
потерять равновесие ... И она
увидала большую римскую свечу,
которая поднималась над деревьями,
выше и выше ... и ей приходилось все
дальше и дальше запрокидываться
назад, почти ложась на спину, чтобы
следить за ней, еще, еще выше, почти
скрылась из глаз, и лицо ее залилось
дивным пленительным румянцем от
такой позы, и теперь он мог увидеть
еще много нового ... и она ему
позволяла и видела, что он видит а
свеча поднялась так высоко что на
мгновение совсем исчезла и все
мускулы у нее дрожали из-за того что
так запрокинулась ... но ей не было
стыдно и ему тоже не было что он так
неприлично впился глазами он тоже
не мог устоять перед таким дивным
зрелищем когда перед ним все так
открыто как у тех танцовщиц что
задирают ноги совершенно
неприлично а мужчины смотрят на них
и он все смотрел смотрел."
Заболоцкий Н.А. Цирк.
Стихотворение, 1928.
"...На последний страшный номер
Вышла женщина-змея.
Она усердно ползала в соломе,
Ноги в кольца завия.
Поползав несколько минут,
Она совсем лишилась тела.
Кругом служители бегут:
- Где? Где?
Красотка улетела!..."
Булгаков, М.А. Мастер
и Маргарита.
Роман, 1929-1940. Глава 12 "Черная
магия и ее разоблачение".
Сеанс черной магии, с полным ее
разоблачением. Чудеса велосипедной
техники семьи Джулли: "Маленький
человечек в дырявом желтом котелке
и с грушевидным малиновым носом в
клетчатых брюках и лакированных
ботинках выехал на сцену Варьете на
обыкновенном двухколесном
велосипеде. ... На высокой
металлической мачте с седлом
наверху и с одним колесом выехала
полная блондинка в трико и юбочке,
усеянной серебряными звездами, и
стала ездить по кругу. Встречаясь с
ней, человечек издавал
приветственные крики и ногой
снимал с головы котелок."
Лихачев Д. Заметки и
наблюдения: Из записных книжек
разных лет. Л., Советский писатель,
1989, 608с.
Так, просто упоминание между
прочим. Минирассказ "Успехи
медицины" где персонаж отдыхал
"..., наблюдая как на экране
мускулистая дама, стоя на голове,
делала шпагат" (стр. 371).
Петроний Арбитр.
Сатирикон.
Роман, Рим, эпоха Нерона (54-68г.
новой эры). Глава LXXIII, пир в доме
Трималхиона. Хозяин и гости, уже
основательно напившись и наевшись
переходят для продолжения
развлечений в баню. "Некоторые из
гостей, взявшись за руки, с громким
пением водили хороводы вокруг
ванны. Другие, со связанными за
спиной руками, пытались поднять с
пола кольца; третьи - став на колени,
загибали назад голову, пытаясь ею
достать пальцы на ногах." (Пер. с
латинского *** под редакцией Б.И.
Ярхо)
Апулей. Метаморфозы,
или Золотой осел.
Роман, Рим, II-й век новой эры.
Глава 4. Речь собственно идет о
поедании наперегонки пирога с
сыром. У повествователя кусок
застревает в горле и он вспоминает:
"А между тем недавно в Афинах, у
Пестрого портика, я собственными
глазами видел, как фокусник глотал
острием вниз преострейший меч
всадника. Вслед за тем он же за
несколько грошей охотничье копье
смертоносным острием воткнул себе
в кишки. И вот на окованное железом
древко перевернутого копья, из
горла фокусника торчавшего, на
самый конец его, вскочил миловидный
отрок и, к удивлению нас всех
присутствовавших, стал извиваться
в пляске, словно был без костей и
без жил. Можно было принять все это
за узловатый жезл бога врачевания с
полуотрублеными сучками, который
обвила любовными извивами змея
плодородия." (Пер. М.А. Кузьмина)
Жезл с обвившейся змеей - эмблема
бога врачевания Эскулапа (он же
Асклепий).
Хармс, Даниил.
Воспоминания одного мудрого
старика. В кн. "...Сборище
друзей, оставленных ссудьбою". В 2-х
томах. Том 2. Д.Хармс, Н.Олейников. 1998.
"Мне часто целовали ноги, но я
не протестовал: я знал, что достоин
этого. Зачем лишать людей радости
почтить меня? Я даже сам, будучи
черезвычайно гибким в теле,
попробовал поцеловать себе свою
собственную ногу и подтянул ее к
лицу. Мне удалось поцеловать
большой палец на ноге. Я был
счастлив. Я понял счастье других
людей."
Искандер, Фазиль.
Стоянка человека.
Повесть, 1979. Глава "Беседы с
Виктором Максимовичем".
"...Нравственно здоровый человек
сам никогда мысленно не вторгается
в область аморальных комбинаций.
Поэтому он крайне наивен в этой
области. Такой человек, узнав, что
некий политический деятель при
помощи такой-то сложной
манипуляции человеческими
страстями добился власти, хотя и
осуждает аморальность этих
манипуляций, одновременно может
испытывать и некоторое
уважительное восхищение:
-Мне бы такое никогда в голову не
пришло!
Тем самым как бы частично признавая
недоразвитость своей головы. Так,
физически здоровый и сильный
человек может испытывать
восхищение человеком, который так
поднял ногу, что обнял ею свою шею и
поцеловал собственную пятку. Сам он
никогда не развивал в себе этих
способностей, они были ему не нужны.
Ему и в голову не приходит, что
двигателем этого человека была и
есть хроническая влюбленность в
собственную пятку. И в момент
восхищения человеком, целующим
собственную пятку, он сам, здоровый
и сильный человек, склонен забывать,
что целующий собственную пятку во
всем остальном хилый, невзрачный и
даже просто слабый человек."
В целом, мысль про политиков -
верная, но пример с подниманием
ноги и целованием пятки мне не
очень нравится... За что же он так,
поднимающих ноги то...? И любовь к
пятке тут, как правило, совсем не
причем.
Куприн А.И., Белый
пудель.
Рассказ, 1903. "В заключение
Сергей сам несколько раз
перекувырнулся на ковре, сделал "лягушку",
показал "американский узел" и
походил на руках."
/Прислал Raf/
Куприн А.И., "Allez!".
Рассказ, 1897. "Она скользит,
извиваясь гибким, как у змеи, телом,
между перекладинами длинной белой
лестницы, которую внизу кто-то
держит на голове".
/Прислал Raf/
Ефремов И.Е. Лезвие
бритвы. Роман приключений.
Роман, 1959-1963. Часть четвертая
"Лезвие бритвы". Глава 3 "Звенья
цепи". Домашний просмотр
любительских фильмов. "Сима была
заснята на особом снаряде, вроде
сближенных параллельных брусьев.
Она легла грудью поверх брусьев.
Медленно выгибаясь, Сима высоко
подняла ноги, пригнула к ним голову
и так же медленно, без видимого
усилия, развела ноги "шпагатом".
Левая нога пальцами коснулась
конца брусьев, а правая вытянулась
далеко вперед над головой. Согнув
спину еще сильнее, почти в кольцо,
Сима подняла руки и обхватила ими
щиколотку правой ноги. Зрители не
удержались от аплодисментов."
Есть и другие описания
гимнастических упражнений,
вставные лекции о биологических и
социальных факторах
сформировавших женскую фигуру
именно такой какая она есть.
/Прислал Raf/
Ефремов И.Е. Час Быка.
Роман, 1968. Глава XI "Маски
подземелья". "Затем Родис
встала на колени и, выгнувшись
назад, головой коснулась пола,
распрямляя спину."
/Прислал Raf/
Ефремов И. А. Таис
афинская.
Глава 4 "Власть зверобогов".
В Египте Таис попадает в ученицы к
некоему "делосскому философу": "В
последующие дни он учил ее
правильному дыханию и развитию
особенной гибкости тела,
позволяющей принимать позы для
сосредоточения и быстрого отдыха".
Глава 8 "Рыжий иноходец". На
устроенном Александром после
покорения Египта празднике
выступают в частности тессалийские
танцовщицы:"Гибкие тела
тессалиек подчинялись иному
музыкальному напевному ритму.Танец
был широким, плавным, в
убыстрявшемся темпе, юные
танцовщицы, одержимые не менее
финикиянок, словно бы неслись по
просторам конно-бежных равнин
Тессалии". Сама Таис исполняет
танец амазонок: "Внезапно Таис
спрыгнула со спины Салмаах.
Опираясь на лошадь правой рукой,
она стала исполнять странный
обрядовый танец. Поднимаясь на
пальцы правой ноги, гетера высоко
поднимала левую, обхватывала ее
щиколотку протянутой вперед левой
рукой. Изогнутое луком медное тело
Таис обрисовывало треугольник, как
бы замкнутую вверху букву "гамма"
на темно-пепельной шерсти лошади.
Затем обе руки простерлись на
уровне плеч, в такт сильному
прогибу тела, а правая нога перешла
в положение левой. И снова на миг
обрисовался треугольник."
Глава 11 "Рок Персеполиса". Таис
и К0 возвращаются с праздника,
устроенного Александр после
разгрома Дария и завоевания его
столицы Персеполиса: "Да, Таис
тоже запомнился в конце
удивительный танец со змеей.
Высокая, тонкая и необыкновенно
гибкая нубийка и вавилонянка -
бледнокожая, с пышными формами;
было такое впечатление, будто
кольца черного змеиного тела в
самом деле обвивают белую девушку.
Черная "змея", казалось, то
поднималась из-за спины своей "жертвы",
кладя голову ей на плечо, то
вздымалась от земли, проскальзывая
между ног вавилонянки."
/Прислал Tokamak/
Валентин Пикуль, "Жирная,
грязная и продажная" (роман-информация).
Сборник "Валентин Пикуль. Из
рукописного наследия.", Том. 1,
Москва, "Новатор", 1993.
Стр. 237. Глава 9 "Катастрофы".
Описывается один из бакинских
нефтепромышленников начала XX века:
"У себя же дома можно было и вовсе
не стеснятся: Манташев содержал
гарем, закармливал друзей, как
Лукулл, а пока они там жрали и пили,
перед ними плясали наемные
танцорки, потные акробатки
выгибались в дугу..."
/Прислал Tokamak/
Леонов Л.М. Вор.
Роман, 1927-1959. Таня - главная героиня -
артистка цирка. Часть первая, Глава
IX. "Ведь я когда из дому сбежала,
первое время как... ну, знаешь, как
собака жила. ... Про первый год и
рассказывать страшно: шарманщик
меня у помойки подобрал, ломаться обучал... видал небось
уличных акробатов, которые на
ковриках, посреди двора, за пятачки?
А мне уже двенадцатый годок шел,
поздновато." ... "Вначале я по
старой памяти репетировала каучук,
Пугель уговорил меня пойти на
воздух."
М. Горький. Сказки об
Италии.
1906-1913. Сказка IX. (Первая
публикация - 1911). "И вот, в час
веселья, разгула, гордых
воспоминаний о битвах и победах, в
шуме музыки и народных игр перед
палаткой царя, где прыгали
бесчисленные пестрые шуты,
боролись силачи, изгибались
канатные плясуны, заставляя думать,
что в телах их нет костей...".
Дилов, Любен.
Звёздные приключения Нуми и Ники.
Болгария, Свят, 1986.
"Девчонка хохотала как
сумасшедшая, а он вскочил весь
красный от прилившей
крови к голове.
- Села, не веди себя прилично, -
строго заметил ей брат, - и не
поднимай
тарелки!
- Не слушаюсь! - весело ответила она
и тут же подкрепила свои слова
делом: одним броском встала на руки
и с удивительной скоростью
подбежала к тарелке, закатившейся в
дальний угол просторного помещения.
Там она выполнила настоящий
акробатический номер: подняла
тарелку ступнями ног, прогнувшись в
"мостике" назад. Потом
перенесла на секунду всю тяжесть
тела на одну руку, а левой поднесла
тарелку ко рту и ухватилась за неё
зубами. Но это было ещё не всё. Таким
же образом она сходила за второй
тарелкой, взяла её в ноги и
победоносно отправилась на кухню.
- Не смущайся, - сказал её брат
ошеломлённому Ники, - у нас обед и
обеденный
отдых - время для наоборот."
/Прислал Марат/
Лысенко, Анатолий.
Хомуня. В кн. "Украсть у
времени" (Сборник. Историческая
повесть, фантастика). Ставрополь,
Кавказская библиотека, 1991.
Историческая повесть, 1989.
Глава 5. "Что в имени твоём" (Примерно
2/3 от начала главы)
Некий хан демонстрирует послам
искусство своих танцовщиц. Кроме
этого эпизода
больше ничего нет.
"Но теперь на удивление всем,
девушка уже не танцевала, в такт
музыке она делала гимнастические
упражнения. Сначала простые, потом
всё сложнее и сложнее. Временами
она откидывалась назад, касаясь
руками земли, выпрямлялась,
склонялась вперёд, была настолько
гибкой, что порой складывалась
вдвое, а потом и вовсе колесом
покатилась по кругу, остановилась,
встала на руки, потом опустилась на
грудь, закинула ноги себе за голову,
ступни ног ухватила руками. На миг
умолкла музыка. Князья притихли,
вожделённо смотрели на "женщину
без костей" ".(стр. 189)
/Прислал Goblin/
Ренуар, Макс.
Дьявольские карты. В кн. "Дневник
Мата-Хари". (Сборник. Эротические
произведения) Серия "Sex-клуб
Банан". Издательство "Эхо",
Смоленск, 1992.
(В электронном варианте: Марк
Ренуар. Валенсия)
Эротическая повесть. Глава 9.
"- Вы что - поёте, танцуете?
- Не то и не другое. Я - акробат-пластик.
- она встала со стула и легко, как
резиновая, изогнулась назад, достав
с пола рукой упавшую со стола
запонку. Я был поражён гибкостью ее
тела.
- Видели?..
- Это невероятно.
- Вполне вероятно. Ну, так будет
публика?" <...>
"С первых своих движений Мими
покорила зрителей. Плавно и
грациозно она совершала уму
непостижимые номера, поражая
публику своей гибкостью и красотой
исполнения. Ей ничего не стоило
стать лицом к залу, изогнуть стан
так, что голова оказалась между ног.
Потом она просунула и руки. Глядя в
зал, непринужденно улыбаясь, она
стала гладить свои ноги, которые
были, казалось, отделены от тела и
стояли сами собой." (Пер. с
немецкого Адольфа Браудена<?>)
/Прислал Goblin/
Константин
Паустовский. Книга о жизни. Далекие
годы.
(Цитируется по тексту одной
из электронных библиотек. Вероятно
имеется в виду автобиографическая
книга Паустовский Конст. Георг. "Повесть
о жизни". Части 1-6, 1945-1963)
"Больше других мне нравилась
лачуга шарманщика. Днем шарманщика
никогда не было -- он ходил по дворам.
Около лачуги сидела на земле босая
девушка с землистым лицом и
красивыми хмурыми глазами. Она
чистила картошку. Одна нога у нее
была обмотана тряпками.
Это была дочь шарманщика, гимнастка,
"человек без костей". Она
ходила раньше с отцом по дворам,
раскладывала коврик и показывала
на нем -- худая, в голубом трико--разные
акробатические трюки. Сейчас она
повредила ногу и не могла "работать"".
/Прислал ?????Забыл кто/
Ант Скаландис. Спроси
у Ясеня. Издательство ЭКСМА-Пресс,
1999 (серия «Абсолютное оружие»)
Фантастический роман.
Стр.311-313
- Разденьтесь, - сказал он, отвлекая
меня от мыслей об уколе. - Полностью.
Я разделась. Раздевалась медленно,
умело, со вкусом. Он смотрел
абсолютно спокойным изучающим
взглядом. Плоть его не дрогнула ни
единым мускулом. Только зыбкие
огоньки плескали в глазах.
- Сядьте на стол, - попросил он и
вдруг сразу перешел на «ты». – Поза
«лотос» тебе доступна?
- Вполне, - сказала я и быстро
переплела ноги.
- Руки за голову, закрой глаза, -
продолжал он командовать.
- Могла я не подчиниться? В тот
момент еще могла. Помню точно. Я
играла с ним по правилам, но
добровольно.
Музыка как будто сделалась громче,
возник откуда-то резкий, пряный, но,
в общем, приятный запах. Поза «лотос»
при моей растяжке казалась вполне
комфортной. В комнате было тепло, но
не жарко. Словом подступила
полнейшая расслабуха, как после
тяжелой тренировки, когда под
занавес постоишь минут десять на
голове, а потом ляжешь на спину и
отпустишь все до единой мышцы, а они
тихонечко ноют, словно истекают
теплым соком.
- Видишь огненную точку перед собой?
- Нет, – честно призналась я.
- Ты должна видеть огненную точку
прямо перед собой. – потребовал
Нанда.
Я старательно приглядывалась к
колыханиям темноты под сомкнутыми
веками. Там было много точек,
полосочек и разводов. Не слишком
огненных. Я стала рассматривать их
внимательнее и вдруг увидела
особенно яркую точку в самом центре.
Я так удивилась, что даже решила
открыть глаза. Нет ли здесь какого-нибудь
подвоха? Подвоха не было. Была
только полная темнота в комнате и
голос гуру:
- Глаза открывать не надо. Закрой их,
закрой.
Как он увидел? У него что, зрение как
у кошки?
Я закрыла глаза и снова увидела
огненную точку. Точка разгоралась.
- Теперь покрути ее, - предложил
Нанда.
- Как покрутить? – не поняла я.
- Как угодно. По кругу, по спирали, по
любой кривой да хоть по ломаным
линиям.
Понятнее не стало, но я мотнула
головой, и точка полетела вверх,
чертя светящийся след. Я решила
закинуть ее за голову, и она быстро
вернулась снизу, замыкая огненное
кольцо. Это было страшно интересно,
и я повторяла и повторяла
понравившийся процесс, пока не
оказалась внутри сетчатой сферы из
нескольких десятков повернутых во
все стороны пылающих колец.
- Теперь можешь открыть глаза, -
разрешил Нанда.
Я открыла. Ну, то есть мне так
подумалось, а на самом деле… В
общем, сияющая сфера никуда не
исчезла, просто за ней теперь видны
были комната с дрожащими огоньками
и сам гуру все в той же майке и
джинсах. Руки блестящие и мокрые с
растопыренными пальцами он держал
поднятыми вверх, как хирург перед
началом операции.
- Можешь закинуть ноги за голову? Не
обязательно сразу две.
- Раньше удавалось, - сказала я и,
помогая себе руками, положила
сначала левую, а затем и правую ногу
на шею. Потом уперлась ладонями в
стол и замерла.
- Напряжение ощущаешь? – спросил он.
- Да, - призналась я.
- Сейчас будет легче.
И он стал гладить меня своими
мокрыми блестящими руками,
очевидно втирая в кожу какое-то
особое масло. Пряный запах сделался
намного сильнее, а руки его все
скользили по моему телу, скользили
повсюду, от лица и пяток (это было
рядом) к животу, ладоням и ягодицам,
они тоже скользили. Но это не было
сексуальным поглаживанием. Его
крепкие мужские горячие руки,
смазанные загадочным маслом, не
возбуждали, а успокаивали меня,
расслабляли, делали естественной
самую неестественную из поз.
Кажется, в какой-то момент я ощутила
его руки внутри себя, но я говорю «кажется»
уже хотя бы потому, что, пока это все
происходило, я несколько раз
открывала и закрывала глаза, но это
ничего – ничего! – не меняло, я все
также видела огненную сферу, и его
ноги в джинсах и майку, теперь уже
внутри сферы, и мерцающие огоньки
вдалеке, а вот его рук я не видела,
рук, словно и не было. Так что грань
между реальностью и глюками к тому
времени я утратила полностью.
Потом он сказал:
- Прижмись лицом к своим гениталиям.
Это возможно. Я знаю, я пробовала
раньше. Но теперь все было по-другому.
Огромные горячие мокрые губы
обхватили мое лицо в страстном
поцелуе, втягивая, всасывая,
втаскивая меня в невозможную
пугающую глубину.
- Погружайся! – приказал Нанда.
И я нырнула головой туда. И сразу
исчезло все: сфера, гуру огоньки,
музыка, пряный запах. Темнота,
тишина, жара, первозданный
хлюпающий хаос. И голос, высоко-высоко,
далеко-далеко:
- Открой глаза! Открой глаза! Пора!
А я их закрывала? Ну конечно
закрывала. Веки отяжелели, слиплись,
ресницы загнулись внутрь и мерзко
раздражали глазные яблоки. Хватит.
Пора…
/Прислал udav/
Мишель Эйкем де
Монтень. Опыты.
1580-1588. Книга первая. Глава 23.
О привычке, так же о том, что не
подобает без достаточных оснований
менять укоренившиеся законы. Пер. А.Бобовича.
"Недавно я видел у себя дома
одного карлика родом из Нанта,
безрукого от рождения; он настолько
хорошо приучил свои ноги служить
ему вместо рук, что они, можно
сказать, наполовину забыли
возложенные на них природой
обязанности. Впрочем, он их не
называет иначе, как своими руками;
ими он режет, заряжает пистолет и
спускает курок, вдевает нитку в
иглу, шьет, пишет, снимает шляпу,
причесывается, играет в карты и в
кости, бросая их не менее ловко, чем
всякий другой; деньги, которые я ему
дал (ибо он зарабатывает на жизнь,
показывая себя), он принял ногой,
как мы бы сделали это рукой."
Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота. Роман.
Москва, "Вагриус", 1996
Стр. 33."Задушив Раскольникова, женщина в парике подскочила к краю
эстрады и под сумасшедшие звуки скрипки принялась выплясывать, задирая голые
ноги к потолку и размахивая топором."
Виктор Пелевин. Ника. Рассказ. В книге Виктор
Пелевин. Желтая стрела. Москва, "Вагриус", 1999
Стр. 371."У подъезда несколько девочек с ритмичными криками
перепрыгивали через резинку, натянутую на уровне их шей, - каким-то чудом они
ухитрялись перекидывать через нее ноги."
Эдвард Лир. Сто
бессмысленных рисунков и стишков. В книге Эдвард Лир, Хилэр
Беллок, Сер Уинстон Гилберт, Роальд Даль. Английская абсурдная поэзия. Москва,
Carte Blanche, 1998.
Стр. 115.
"Эластичный старик из Эстонии
Тонок был, как доска, коль не тонее.
Ему дали лимон,
И скатали в рулон,
И послали обратно в Эстонию."
(Пер. М.Фрейдкина)
Имеется иллюстрация сворачивания в рулон.
Александр Сергеевич
Пушкин
Вообще, тема "Пушкин и гибкость"
ждет своего исследователя, у
Пушкина немало упоминаний,
например: "...Безмолвна, от
стесненных рук // освобождая стан
свой гибкий..." или "...когда
виясь в моих объятиях змеей...". В
одном из писем к жене Пушкин пишет
"...работай что ни будь без меня...".
Каучук работаете?
P.G. Wodehouse. The Man Upstairs
and Other Stories.
Firest published by Methuen 1914.
The Goal-Keeper and the Plutocrat
"Clarence in goal was nearest approach to an india-rubber
acrobat or society contortionist to be seen off the music-hall stage."
Goethe. Venetian Epigrams (1795).
Да, не кто иной как Иоган Вольфганг Гете отдал дань конторсии в
своих "Венецианских эпиграммах". У меня под рукой есть только перевод на
английский.
37
How the dear little figure, carved out by the artist's hand,
Weak, without bones, like the mollusk, does nothing but swim!
All is jointed, all articulated, and all of it pleasing,
All made to scale and moved as one wishes to move it.
I have known humans and animals, both birds and fish,
And many peculiar reptiles, great Nature's wonders;
And yet I'm amazed at you, Bettina, dear wonder,
Who are everything all at once, and an angel besides.
38
Don't turn your sweet legs upward to heaven, dear child;
Jupiter sees you, the rogue, and Ganymede's worried.
39
Turn feet to heaven without any worry! We're stretching
Upwards our arms in prayer, but not guiltless like you.
40
You bend your neck sidewards. Is that unusual? It often
Carries the whole of you; you're light but too heavy for it.
I don't object to the way you bend your head
To the side; no neck ever bent with a lovelier load.
41
So Breughel confuses the wavering glance with his figures,
In a hellishly gloomy and willfully woven design;
So Durer shakes with his apocalyptic visions;
Humans and crickets together, our healthy brains.
So poets stir in us, singing of sphinxes and sirens
And centaurs, a powerful marvel to the astonished ear.
So a dream moves the anxious, who thinks he is grasping it, forwards,
As everything hovers in space in an unstable form.
So Bettina confuses us, twisting her beautiful limbs,
Although she delights us as well when she moves on her soles.
42
I'd like to pass over the limits, drawn with broad chalk.
While the child goes into her act I'm politely restrained.
43
"Ah, what is he doing with these souls? Jesus Maria!
They're a bundle of laundry, such as one takes to the well.
She's actually falling! Can't stand it! Let's go! O how pretty!
Look how she stands, how lightly, all laughter and joy!"
Old woman, you gaze at Bettina quite rightly with wonder.
You seem to grow younger and lovely while my darling delights you.
44
I like to see all of you, but I like it best of all
When your father adroitly throws you head over heels;
In the air you turn over and over, and after the deadly
Leap you stand up and run as if nothing had happened.
A couple of the epigrams about Bettina were not published until long after
Goethe's death, because these were considered too erotic or pornographic to
appear in print, so they are numbered among the so-called "Withheld Venetian
Epigrams":
34
What worries me most is that Bettina grows always more skillful,
Always more supple becomes every joint in her frame;
At last she'll bring even her little tongue into her dainty [vagina]
She'll play with her charming self, lose all interest in men.
35
Her father commands her to stretch out her delicate thighs,
Childish down on the carpet the lovely part [i.e., vagina]
Ah, he who loves you first will find the blossom
Already gone; your work took it early away.
/Прислал Karl/
Данте Алигьери. Божественная
комедия (1307-1321).
Часть I - Ад. Песнь двадцатая.
О новой муке повествую ныне
В двадцатой песни первой из канцон,
Которая о гибнущих в пучине.
.......................................................
Когда я взору дал по ним
скользнуть,
То каждый оказался странно скручен
В том месте, где к лицу подходит грудь;
Челом к спине повернут и беззвучен,
Он пятясь задом, направлял свой шаг
И видеть прямо был навек отучен.
Возможно, что кому-нибудь столбняк,
Как этим, и сводил все тело разом, -
Не знаю, но навряд ли это так.
Читатель, - и Господь моим рассказом
Тебе урок да преподаст благой, -
Помысли, мог ли я невлажным глазом
Взирать вблизи на образ наш земной,
Так свернутый, что плач очей печальный
Меж ягодиц струился бороздой.
.......................................................
Ты видишь - в грудь он превратил лопатки:
За то, что взором слишком вдаль проник,
Он смотрит взад, стремясь туда, где пятки.
(Пер. М.Л. Лозинского)
Гибкость в не художественной литературе
Здесь я предлагаю собрать упоминания в нехудожественной литературе - мемуарах, воспоминаниях и т.д. и т.п.
Анна Андреевна
Ахматова
Анна Андреевна - не только
великий русский поэт, но и
конторсионистка-любитель.
Упоминаний об этом множество,
сейчас у меня под рукой только одно:
См. Чуковский К.И. Дневник (1901-1929). М.,
Советский писатель, 1991, 544с., ил.
"Она [Ахматова] показала мне свою
карточку ... где она на скамейке
вывернулась колесом - голова к
ногам, в виде акробатки:
- это в 1915. Когда уже была написана
"Белая стая", - сказала она."
(Указанное издание, стр. 225)
Другие мемуаристы так же писали,
что Ахматова в молодости
отличалась необыкновенной
гибкостью и способностями к
акробатике. В своей компании (Гумилев,
Ахматова и их круг) они иногда
устраивали игру в цирк, где
Ахматова выступала как "женщина-змея".
У Модильяни в 1910-е годы была целая
серия рисунков, изображающих
акробаток - Ахматова позировала для
многих из этих рисунков, в
частности "завернув ногу за шею".
Я позже добавлю ссылки на источники.
Наталья Николаевна
Пушкина (жена великого
русского поэта А.С. Пушкина)
См. например кн. Последний год
жизни Пушкина /Сост., вступ. очерки и
примеч. В.В. Кунина. М., Правда, 1989.
"Княгиня Вяземская не может
забыть ее страданий в предсмертные
дни ее мужа. Конвульсии гибкой
станом женщины были таковы, что
ноги ее доходили до головы.
Судороги в ногах долго
продолжались у нее и после,
начинаясь обыкновенно в 11 часов
вчера" (стр. 488).
Белозерская-Булгакова
Л.Е. Воспоминания. Сост. и
послесл. И. Белозерского. М.,
Художественная литература, 1990, 223с.,
ил.
Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова
- вторая жена М.А. Булгакова. После
революции - эмиграция, типичный для
эмигрантов из России маршрут:
Константинополь, Париж, Берлин...
Работала в газетах, типографиях.
Неожиданно, благодаря опыту
занятий танцами в Петербурге, в
школе братьев Чекрыгиных, прошла по
конкурсу в балетную труппу,
набираемую для очередного ревю.
Пишет много интересного о
парижской сцене 20-х годов. Быт,
нравы, ревю, номера. В частности:
Стр. 57. "Тогда впервые в Париже
появился джаз, и назывался он "джаз-банд"...
Центр номера - молодая "бескостная"
американка. Она выманивает по
очереди музыкантов из оркестра,
чтобы показать какой-нибудь трюк.
То она одним взмахом кладет ногу на
его плечо, то она перегибается
назад, молниеносно образуя мост, то
она по восточному садится на пол, и
руки ее, извиваясь, двигаются
независимо от туловища. То она
комически марширует под барабан,
нахлобучив на голову музыканта
какой-то фантастический колпак. И
все это в темпе музыки! Номер был
идеально отработан и кончался тем,
что она взлетала на вытянутые руки
джазбандистов, и они торжественно
уносили ее со сцены. Тогда все это
было внове.
На репетициях артистку всегда
сопровождала пожилая пристойная
дама - мама или тетя..."
Лотман Ю.М. Роман А.С.
Пушкина "Евгений Онегин".
Комментарий: Пособие для учителя.
Л., Просвещение, 1980, 416с.
В главе "Очерк дворянского
быта онегинской поры", раздел "Бал".
"Раннее обучение танцам было
мучительным и напоминало жесткую
тренировку спортсмена или обучение
рекрута усердным фельдфебелем.
Составитель "Правил", изданных
в 1825г., Л. Петровский, сам опытный
танцмейстер, так описывает
некоторые приемы первоначального
обучения, осуждая при этом не самое
методу, а лишь ее слишком жесткое
применение: "Учитель должен
обращать внимание на то, чтобы
учащиеся от сильного напряжения не
потерпели в здоровье. Некто
рассказывал мне, что учитель его
почитал непременным правилом,
чтобы ученик, несмотря на природную
неспособность, держал ноги вбок,
подобно ему, в параллельной линии
<...> Как ученик имел 22 года, рост
довольно порядочный и ноги немалые,
при том неисправные; то учитель не
могши сам ничего сделать, почел за
долг употребить четырех человек, из
коих два выворачивали ноги, а два
держали колена. Сколько сей ни
кричал, те лишь смеялись и о боли
слышать не хотели - пока наконец не
треснуло в ноге, и тогда мучители
оставили его <...> Я почел за долг
рассказать сей случай для
предостережения других. Неизвестно,
кто выдумал станки для ног; и станки
на винтах для ног, колен и спины:
изобретение очень хорошее! однако и
оно может сделаться небезвредным
от лишнего напряжения" (Правила
для благородных общественных
танцев, изданные учителем
танцеванья при Слободско-украинской
гимназии Людовиком Петровским.
Харьков, 1825, с. 13-14)"
(стр. 81-82)
Ивлин Во. Книга
путевых очерков. Не знаю есть ли
перевод всей книги. В "Иностранной
литературе" был опубликован
перевод одной главы, но не той,
которая цитируется ниже.
Evelyn Waugh. When the Going was good.
Travel/Autobiography, 1946. Chapter One "A Pleasure
Cruise in 1929 (From Labels)" .
"Originaly it means 'splits' - that very exacting figure in
wich the dancer slides her feet farther and ferther apart until
her body rests on the floor with her legs straight out on either
side of her. It was thus that La Goulue and La Melonite - 'the
Maenad of the Decadence' - were accustomed to complete their pas
seul, with a roguish revelation of thigh between black silk
stocking and frilled petticoat. It is not so today. It is a name
of a night club..."
Еще у Ивлина Во в одном из романов
про Безила Сила, в перечне
различных профессий которые
перепробовал Безил, упоминается
что он был "рекламным агентом у
женщины-змеи" (в оригинале "female
contortionist").
Гибкость в... Главная страница