Гибкость в... Главная страница

 

ГИБКОСТЬ В...

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 Словарь терминов конторсии

(цирк,спорт, танец, йога)

Главный редактор: SnakeL - ffg2000@mail.ru
Главный иллюстратор и вообще вебмастер: Tokamak - tokamak@mail.ru

Версия 6.2 (26 марта 2005)

Иллюстрации собраны в сети... Если вы имеете права на эти фотографии и против их использования здесь - напишите, мы заменим. Или укажем, кому мы благодарны за разрешение использовать ваш материал.


Комментарии в угловых скобках <...> предназначены только для разработчиков и при первом чтении могут быть опущены :) 

Те же, кто готов поучаствовать в оформлении страницы могут понять из этих  комментариев чего нам не хватает. Картинки желательно не связанные копирайтами.

SnakeL


Box act (enterelogy) -  В английской терминологии - трюк пластической акробатики;  залезание в маленький ящик, коробку, "бутыль", чемодан. Исполняется чаще всего клишниками.  

Соответствующего русского термина нет. <?>

<Нужны иллюстрации>


Marinelli bend - по-русски называется "боген в зубнике". Маринелли - имя артиста, с которым связывают изобретение и первое исполнение трюка. 


Headsit - трюк каучука. Исполнитель в стойке на руках, локтях или груди сильно прогибается и выводит корпус вперед, так что буквально оказывается сидящим на своей голове.

Соответствующего русского термина нет. <?>

Headsit
стойка на груди

Headsit
стойка на руках


Human knot (узел) - Трюк клишника: положение, когда ноги исполнителя находятся за головой или за плечами. 


Акробатика (англ. acrobatics)(от греч. akrobateo- хожу на цыпочках, лезу вверх) 

1) Вид циркового и эстрадного искусства: демонстрирование номеров, основанных на мастерском владении телом и высоком развитии мускулатуры. Условно акробатику делят на динамическую (темповую), в основе которой лежат приемы переворачивания тела (сальто, пируэты, перекаты и др.), и статическую, строящуюся на сохранении равновесия во всевозможных положениях (стойки, колонны, упражнения на першах и др.). На практике оба вида акробатики часто органически сочетаются, образуя единую композицию. [1]

2) Спортивная акробатика. (sport acrobatics) Вид спорта - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых, и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. Членами международной федерации спортивной акробатики - ИФСА (IFSA; основана в 1973 г.) св. 30 стран (на 1993 г.). Чемпионаты мира проводятся с 1974 г., Европы с 1978 г.[2]


Акробатический этюд - скульптурно-пластические перегруппировки, позы, поддержки (в том числе стойки); исполняются дуэтом, реже - группой. (См. этюд) [1]


Арабеск (франц. arabesque, букв. - арабский) - одна из поз танца. При исполнении арабеска вся тяжесть корпуса переносится на одну ногу, а другая с вытянутым носком отводится назад или вперед (с согнутым коленом). Исполняется танцовщицей на лошади, гимнасткой на трапеции, эквилибристкой на проволоке и др. [1]


Аттитюд - разновидность вертикального равновесия (см.).


Боген (нем. Bogen) - изгиб, дуга, складка, также "мостик" . Положение тела артиста в номерах пластической акробатики, при котором корпус сильно прогибается назад. [1]


Волна - 


Выворотность - 


Гибкость (англ. flexibility, limberness, pliancy, plasticity, suppleness) - способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - максимально возможная подвижность в суставе, которую исполнитель может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом или отягощением. [3]


Гимнастика (англ. gymnastics)

1) Цирковой жанр. Включает демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Исполнитель номеров гимнастики называется гимнастом. Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укрепленных на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); Каждый из этих двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов (в зависимости от используемой аппаратуры и приемов работы): партерная гимнастика - упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная гимнастика - упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике. [1]

2) Вид спорта. Подвиды - спортивная, художественная.


Закладка - трюк клишника: закладывание ноги (ног) за голову или за плечи.


Затяжка (ноги куда-то)


Захват  -


Зубник - приспособление для воздушно-гимнастических упражнений, изготовляемое для каждого артиста индивидуально (точно по конфигурации полости рта). Вися на зажатом во рту зубнике, гимнаст исполняет свои трюки. В цирковом обиходе они носят название "зубной акт". Широко известны парные упражнения на зубнике: ловитор держит на зубнике трапецию, кольцо или какой-либо другой гимнастический снаряд, а нижний (вольтижер) на этом снаряде совершает различные трюки, которые заканчивает быстрым вращением на своем зубнике - вертушкой. Зубник используется также в номерах эквилибристики и акробатики.

В пластической акробатике зубник применяется главным образом для выполнения т.н. "богена в зубнике" (Marinelli bend ) - задняя складка, тело - горизонтально и опирается только на зубник. Иногда зубник при этом удерживается нижним в зубнике. Исполняются так же пирамиды (особенно в монгольской школе каучука) когда нижняя делает боген в зубнике, а верхняя, опираясь на нижнюю, исполняет на ней стойку на руках, часто тоже с богеном. [1] 

 

Боген с зубнике


Кабриоль (франц. Cabriole - скачек) - в парной акробатике - нижний резким рывком пропускает между расставленными ногами верхнего в группировке, из положения "стойка на вытянутых руках". Следующим рывком он выводит верхнего в стойку "руки в руки". Кабриоль обычно повторяется несколько раз подряд. [1]


Каучук (backbender) - номер пластической акробатики, основанный на особой гибкости тела. Главная позиция каучука - крутой прогиб тела назад (т.н. задняя складка), выполняется в различных положениях, в т.ч. лежа на животе и на боку. Из других элементов каучука: стойка с богеном, со шпагатом и др. Демонстрируется преимущественно женщинами, как правило, в замедленном темпе, плавно. Каучук - самый древний вид акробатики. Как термин возник в начале ХХ в. и связан с внедрением в быт изделий из каучука; афишное название "каучук" заменило бытовавшие ранее названия "Гуттаперчевый мальчик", "Женщина-резина". [1]


Клишник (frontbender) - исполнитель номеров пластической акробатики, основанных на особой гибкости тела. Главная позиция . клишника - т.н. передняя складка (положение, при котором корпус вплотную прилегает к ногам, не согнутым в коленях), выполняется стоя, сидя и лежа. Среди других трюков: "лягушка" - стойка на руках с заложенными за плечи ногами; "обезьяний бег" - артист быстро перемещается по манежу на прямых ногах, касаясь ладонями земли; закладывает ноги за шею и др. Эти элементы акробатики были известны в древности, но обособление их в самостоятельный вид акробатики и дальнейшее развитие связано с именем английского артиста Э. Клишника (12.X.1813-17.III.1877), выступившего впервые с номером "Человек-обезьяна" (Вена, 1842). В начале 20 в. появились комические и групповые номера в этом жанре, б.ч. они представляли собой пантомимические сценки с несложным сюжетом (артисты изображали чертей, лягушек, крокодилов, змей). Элементы театрализации вносили в свои выступления также клишники-комики. [1]


Кольцо - элемент в гимнастике и акробатике. Тело исполнителя прогибается назад до касания ногами (кольцо двумя) или одной ногой (кольцо одной) головы. Нога (ноги) могут захватываться руками. Обычно, голова касается носка или пятки.

В художественной гимнастике, кольцом может называться и положение, когда нога (ноги) не касается головы, а просто находится от нее поблизости. 

Говорят - мах кольцом, прыжок кольцом одной (двумя), равновесие кольцом, стойка кольцом одной (двумя).

<Из ХГ что нибудь.

Можно вставить два: одной и двумя >

Кольцо двумя, наклоном назад

<Можно другую, например без посторонних надписей и в более гимнастическом костюме.>

Кольцо одной с захватом.
Вариант, характерный для художественной гимнастики - левая нога захватывается правой рукой.

 Прыжок кольцом


Корзиночка


Коробочка (англ. boxed backbend) - положение в номерах пластической акробатики (каучука), когда ноги заведены сзади за голову до уровня плеч или дальше. 

Исполняется, в основном в положении лежа на груди.<?> 

 


Ласточка - гимнастический элемент. Простейшая разновидность переднего равновесия.


Лягушка - гимнастический элемент, кольцо двумя из положения лежа на животе с опорой на руки.

 

 

 

 

 

 


Мах 

?

?

Мах ногой вперед
(англ. kick, high kick)
Мах ногой назад Мах ногой в сторону

Мексиканка - разновидность стойки на руках. Тело прогнуто, так что ноги принимают горизонтальное положение. Ноги слегка разведены. Голова приподнята, взгляд направлен горизонтально. Термин используется как в цирковой, так и в спортивной акробатике (См. Стойка)


Меланж-акт (melange - смешение, acte - действие) - номера, сочетающие трюки нескольких жанров. Жанровая принадлежность М.-а. определяется по характеру преобладающих в нем трюков. К номерам М.-а. относятся т.н. "Китайские игры". [1]


 Мост (мостик, англ. bridge, bridge position) - положение в силовой и пластической акробатике, атлетике, классической борьбе: артист, запрокинувшись назад, опирается на ступни ног и на голову. В положении М. нижний акробат держит на себе различные пирамиды, атлет - большие тяжести. В пластической акробатике М. - крутой прогиб назад с опорой на ступни ног и кисти рук; в этом случае чаще употребляется слово "мостик". [1]

В борьбе М. используется как прием защиты

(мост-складка, мост с захватом). 

"Канонический" мост в гимнастике и акробатике - мост с прямыми руками и ногами

Тоже мост

Мост с захватом (мост-складка)

<?>

Мост с опорой на одну ногу

Исполнительница восточного танца
в арабском мостике

<Мост с опорой на одну руку> 

Мотофозо (мото-фозо, кукла) (англ. rag doll act) - цирковой или эстрадный номер, в котором артист(ка) изображает куклу. В начале номера партнер(ы), вносят куклу на сцену (манеж) или достают ее из коробки (чемодана, см. box act ). Исполнитель, одет, как правило, в яркую, "клоунскую" одежду или в костюм какого ни будь персонажа (девушка, полисмен, инопланетянин). По ходу номера партнер(ы) заставляют куклу принимать самые невероятные позы, проделывают различные комические трюки. В финале кукла "оживает", сбрасывает одежду, "оказываясь" человеком . Данный номер может служить прелюдией к конторсионному или акробатическому номеру (см. акробатический этюд). Номер может исполнятся одним исполнителем - "живая кукла".


Наклон (вперед, назад) (англ. bend)

Наклон вперед

Наклон назад 


Переворот (вперед, назад)


Пирамида - элемент художественной, силовой и пластической акробатики, групповое расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные, композиционно оформленные фигуры. [1]

 

 

 

Пирамида

 


Пластическая акробатика - обобщенное название цирковых акробатических и гимнастических жанров, в которых существенную роль играет демонстрация гибкости тела: каучук , клишник , акробатический этюд , пластический этюд , художественно-акробатическая группа.


Пластический этюд - серия трюков, основанных на гибкости тела.


Поза лотоса (лотос) (англ. lotus, lotus position)


Полушпагат - облегченная, доступная почти всем разновидность продольного шпагата. Передняя нога полностью согнута в колене.


Промокашка - гимнастический элемент. Часто применяется на тренировках для разминки и развития гибкости. Исполнитель из положения стоя на коленях, прогибаясь, перекатывается на грудь и обратно. 

Иногда П.-й называют положение типа "корзиночки", но упрощенное. Руки для захвата ног не поднимаются над головой, а наоборот отводятся назад. 


Равновесие (англ. balance) - В художественной гимнастике - разновидность стоек на ногах, выполняемых в условиях, требующих развитого навыка сохранения устойчивости. К ним относятся в основном стойки на одной ноге,  так как условия сохранения равновесия на обеих ногах близки к естественным и не представляют затруднений. Сложность и трудность равновесий, используемых в художественной гимнастике, весьма различна, так как к числу данных упражнений могут быть отнесены как простейшие (например, стойка на одной, другая вперед), так и весьма сложные положения, требующие владения рядом навыков и качеств. В частности, предельно развитой активной гибкости, специальной силы, отлично развитого чувства баланса в условиях меняющейся ориентировки в пространстве.

Классификация равновесий

Равновесия на обеих ногах наиболее просты в исполнении.

Равновесия на одной ноге более сложны в исполнении, требуют специальной тренировки и наиболее интересны как самостоятельный вид упражнений художественной гимнастики. Подвиды равновесий на одной ноге:

Три названные группы равновесий охватывают все принципиально существующие элементы данного типа. Однако форма положения тела при передних, задних и боковых равновесиях может быть бесконечно разнообразной. В частности, расположение туловища и свободной ноги гимнастки может быть различным по отношению к горизонту. По этой причине могут быть условно выделены 

равновесия. Для первых характерно преимущественно горизонтальное расположение туловища и свободной ноги гимнастки. Вторая разновидность - вертикальные равновесия - характерна значительным разнообразием вариантов. Наиболее просты вертикальные равновесия в положении с высоко поднятым туловищем гимнастки (например, равновесие в аттитюде). Технически, наиболее сложны вертикальные равновесия с максимально поднятой ногой. Эти элементы могут исполняться с различной степенью наклона туловища.

Все названные структурно-технические варианты равновесий могут быть фиксированными (статическими) или проходящими (динамическими). Трудность их исполнения зависит от координации действий в положении равновесия, от уровня требований, предъявляемых к двигательным качествам гимнастки (например, гибкости), а также от способа опоры. Возможно исполнение стойки либо на всей стопе, либо на полупальцах. [3]

Вертикальное переднее 
равновесие кольцом 
с захватом двумя.
Вертикальное заднее 
равновесие с захватом одной.
Вертикальное боковое 
равновесие.

Разминка (англ. warming up, limbering up)


Разножка (split, split jamp) - прыжок или другое акробатическое упражнение с разведенными в стороны ногами.


Растяжка (англ. stretch, stretching)


Складка (англ. fold, bend) - положение в номерах клишника, каучук. Передняя С. - артист, наклоняясь вперед, плотно прижимает корпус к прямым ногам. Задняя складка - артист делает то же самое, наклонившись назад. "Складка на складке" - колонна из двух акробатов: верхний в С. на пояснице нижнего.

Когда в цирке говорят "С." - не обязательно имеют в виду полную складку. Может иметься в виду достаточно сильный наклон.

Разновидности складок:

Передняя складка

Задняя складка
 

 

?

Тройная складка
(triplefold)

Складка на складке

 

Спортивная гимнастика (англ. artistic gymnastics) - один из основных видов спорта, включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно - у женщин). Основы современной спортивной гимнастики заложены в начале XIX в. немецким специалистом Ф.Л. Яном (F.L. Jahn). Членами международной федерации спортивной гимнастики - ФИЖ(FIJ; основана в 1881 г.) являются ок. 100 стран (1993 г.). Чемпионаты мира с 1903 г., Европы -с 1955 г. [2]


Стойка  (англ. stand) - один из основных элементов акробатики : тело артиста находится в вертикальном положении ногами вверх. Существуют различные виды С.: на двух руках (в т.ч. "руки в руки"); на одной руке (в т.ч. "рука в руку"), на голове (в т.ч. и у партнера - "голова в голову"); на локтях, на лопатках, на груди; С. с богеном (выгнув спину); варианты этой С. шпагатом, в разножку, т.н. мексиканка. Основные приемы выхода в С. - с толчка и с жима. С. исполняются из различных положений, например из кабриоля (в акробатическом дуэте), на различных снарядах (на трапеции, на проволоке, на кубиках, на трости, на грифах турника и др.). [1]


Стретчинг (англ. srtetching) - система упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах. Используется как часть специальной тренировки в различных видах спорта и физкультуры. Существует и как самостоятельная система оздоровления организма.


Суплес (устаревшее) - то же, что гибкость


Художественная гимнастика (rithmic sport gymnastics, RSG) - вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, обруч, мяч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 40-е гг. XX в. В 60-е гг признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира проводятся с 1963 г. В программе олимпийских игр с 1984 г. [2]


Художественно-акробатическая группа (living statues) - вид групповых номеров, сочетающих элементы пластической, силовой и художественной акробатики . Участники номера в определенном ритме, под музыку демонстрируют серию разнообразных, последовательно сменяющихся пирамид, фигурных перегруппировок, "живых скульптур". Группы строятся иногда на сюжетных мотивах: возникающие в ходе номера перестроения, позы, фигуры являются как бы звеньями единой сюжетной линии. [1]

 

Художественно-акробатическая группа

Художественно-акробатическая группа


Шпагат (split, splits) - элемент в гимнастике и акробатике. Ноги исполнителя, разведенные в противоположные стороны, образуют прямую линию. 

Разновидности шпагатов:

Продольный шпагат
(frontsplit, forward split, split)

Поперечный или прямой шпагат,
(side split, 
box split, split)

Провисной шпагат, продольный
(front oversplit)

 

 

Провисной шпагат, поперечный
(side oversplit)
Z-образный шпагат
 
?

Этюд (франц. etude - изучение, разработка) - название номеров, в которых отдельные трюки плавно переходят один в другой и образуют стройную композицию. [1]


Источники

  1. Цирк. Маленькая энциклопедия. Авт. сост. А.Я. Шнеер, Р.Е. Славский. Ред. коллегия Ю.А. Дмитриев (гл. ред.) [и др.]. М., Советская энциклопедия, 1973, 376с., ил.
  2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия - http://www.megakm.ru
  3. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ/ под ред. Т.С. Лисицкой. М., Физкультура и спорт, 1982, 232с., ил.

 


Критику и предложения просим направлять по адресу SnakeL - ffg2000@mail.ru

 

Гибкость в... Главная страница

 

Hosted by uCoz