Гибкость в... Главная страница
ГИБКОСТЬ В...
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Словарь терминов конторсии
(цирк,спорт, танец, йога)
Главный редактор: SnakeL - ffg2000@mail.ru
Главный иллюстратор и вообще вебмастер:
Tokamak - tokamak@mail.ru
Версия 6.2 (26 марта 2005)
Иллюстрации собраны в сети... Если вы имеете права на эти фотографии и против их использования здесь - напишите, мы заменим. Или укажем, кому мы благодарны за разрешение использовать ваш материал.
Комментарии в угловых скобках <...> предназначены только для разработчиков и при первом чтении могут быть опущены :)
Те же, кто готов поучаствовать в оформлении страницы могут понять из этих комментариев чего нам не хватает. Картинки желательно не связанные копирайтами.
SnakeL
Box act (enterelogy) - В английской терминологии - трюк пластической акробатики; залезание в маленький ящик, коробку, "бутыль", чемодан. Исполняется чаще всего клишниками.
Соответствующего русского термина нет. <?>
<Нужны иллюстрации>
Marinelli bend - по-русски называется "боген в зубнике". Маринелли - имя артиста, с которым связывают изобретение и первое исполнение трюка.
Headsit - трюк каучука. Исполнитель в стойке на руках, локтях или груди сильно прогибается и выводит корпус вперед, так что буквально оказывается сидящим на своей голове.
Соответствующего русского термина нет. <?>
Headsit |
Headsit |
Human knot (узел) - Трюк клишника: положение, когда ноги исполнителя находятся за головой или за плечами.
Акробатика (англ. acrobatics)(от греч. akrobateo- хожу на цыпочках, лезу вверх)
1) Вид циркового и эстрадного искусства: демонстрирование номеров, основанных на мастерском владении телом и высоком развитии мускулатуры. Условно акробатику делят на динамическую (темповую), в основе которой лежат приемы переворачивания тела (сальто, пируэты, перекаты и др.), и статическую, строящуюся на сохранении равновесия во всевозможных положениях (стойки, колонны, упражнения на першах и др.). На практике оба вида акробатики часто органически сочетаются, образуя единую композицию. [1]
2) Спортивная акробатика. (sport acrobatics) Вид спорта - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых, и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. Членами международной федерации спортивной акробатики - ИФСА (IFSA; основана в 1973 г.) св. 30 стран (на 1993 г.). Чемпионаты мира проводятся с 1974 г., Европы с 1978 г.[2]
Акробатический этюд - скульптурно-пластические перегруппировки, позы, поддержки (в том числе стойки); исполняются дуэтом, реже - группой. (См. этюд) [1]
Арабеск (франц. arabesque, букв. - арабский) - одна из поз танца. При исполнении арабеска вся тяжесть корпуса переносится на одну ногу, а другая с вытянутым носком отводится назад или вперед (с согнутым коленом). Исполняется танцовщицей на лошади, гимнасткой на трапеции, эквилибристкой на проволоке и др. [1]
Аттитюд - разновидность вертикального равновесия (см.).
Боген (нем. Bogen) - изгиб, дуга, складка, также "мостик" . Положение тела артиста в номерах пластической акробатики, при котором корпус сильно прогибается назад. [1]
Волна -
Выворотность -
Гибкость (англ. flexibility, limberness, pliancy, plasticity, suppleness) - способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - максимально возможная подвижность в суставе, которую исполнитель может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом или отягощением. [3]
Гимнастика (англ. gymnastics)
1) Цирковой жанр. Включает демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Исполнитель номеров гимнастики называется гимнастом. Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укрепленных на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); Каждый из этих двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов (в зависимости от используемой аппаратуры и приемов работы): партерная гимнастика - упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная гимнастика - упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике. [1]
2) Вид спорта. Подвиды - спортивная, художественная.
Закладка - трюк клишника: закладывание ноги (ног) за голову или за плечи.
Затяжка (ноги куда-то)
Захват -
Зубник - приспособление для воздушно-гимнастических упражнений, изготовляемое для каждого артиста индивидуально (точно по конфигурации полости рта). Вися на зажатом во рту зубнике, гимнаст исполняет свои трюки. В цирковом обиходе они носят название "зубной акт". Широко известны парные упражнения на зубнике: ловитор держит на зубнике трапецию, кольцо или какой-либо другой гимнастический снаряд, а нижний (вольтижер) на этом снаряде совершает различные трюки, которые заканчивает быстрым вращением на своем зубнике - вертушкой. Зубник используется также в номерах эквилибристики и акробатики.
В пластической акробатике зубник применяется главным образом для выполнения т.н. "богена в зубнике" (Marinelli bend ) - задняя складка, тело - горизонтально и опирается только на зубник. Иногда зубник при этом удерживается нижним в зубнике. Исполняются так же пирамиды (особенно в монгольской школе каучука) когда нижняя делает боген в зубнике, а верхняя, опираясь на нижнюю, исполняет на ней стойку на руках, часто тоже с богеном. [1]
Боген с зубнике |
Кабриоль (франц. Cabriole - скачек) - в парной акробатике - нижний резким рывком пропускает между расставленными ногами верхнего в группировке, из положения "стойка на вытянутых руках". Следующим рывком он выводит верхнего в стойку "руки в руки". Кабриоль обычно повторяется несколько раз подряд. [1]
Каучук (backbender) - номер пластической акробатики, основанный на особой гибкости тела. Главная позиция каучука - крутой прогиб тела назад (т.н. задняя складка), выполняется в различных положениях, в т.ч. лежа на животе и на боку. Из других элементов каучука: стойка с богеном, со шпагатом и др. Демонстрируется преимущественно женщинами, как правило, в замедленном темпе, плавно. Каучук - самый древний вид акробатики. Как термин возник в начале ХХ в. и связан с внедрением в быт изделий из каучука; афишное название "каучук" заменило бытовавшие ранее названия "Гуттаперчевый мальчик", "Женщина-резина". [1]
Клишник (frontbender) - исполнитель номеров пластической акробатики, основанных на особой гибкости тела. Главная позиция . клишника - т.н. передняя складка (положение, при котором корпус вплотную прилегает к ногам, не согнутым в коленях), выполняется стоя, сидя и лежа. Среди других трюков: "лягушка" - стойка на руках с заложенными за плечи ногами; "обезьяний бег" - артист быстро перемещается по манежу на прямых ногах, касаясь ладонями земли; закладывает ноги за шею и др. Эти элементы акробатики были известны в древности, но обособление их в самостоятельный вид акробатики и дальнейшее развитие связано с именем английского артиста Э. Клишника (12.X.1813-17.III.1877), выступившего впервые с номером "Человек-обезьяна" (Вена, 1842). В начале 20 в. появились комические и групповые номера в этом жанре, б.ч. они представляли собой пантомимические сценки с несложным сюжетом (артисты изображали чертей, лягушек, крокодилов, змей). Элементы театрализации вносили в свои выступления также клишники-комики. [1]
Кольцо - элемент в гимнастике и акробатике. Тело исполнителя прогибается назад до касания ногами (кольцо двумя) или одной ногой (кольцо одной) головы. Нога (ноги) могут захватываться руками. Обычно, голова касается носка или пятки.
В художественной гимнастике, кольцом может называться и положение, когда нога (ноги) не касается головы, а просто находится от нее поблизости.
Говорят - мах кольцом, прыжок кольцом одной (двумя), равновесие кольцом, стойка кольцом одной (двумя).
<Из ХГ что нибудь.
Можно вставить два: одной и двумя > |
||
Кольцо двумя, наклоном назад <Можно другую, например без посторонних надписей и в более гимнастическом костюме.> |
Кольцо одной с
захватом. |
Прыжок кольцом |
Корзиночка
Коробочка (англ. boxed backbend) - положение в номерах пластической акробатики (каучука), когда ноги заведены сзади за голову до уровня плеч или дальше.
Исполняется, в основном в положении лежа на груди.<?>
Ласточка - гимнастический элемент. Простейшая разновидность переднего равновесия.
Лягушка - гимнастический элемент, кольцо двумя из положения лежа на животе с опорой на руки.
|
? |
? |
Мах ногой вперед (англ. kick, high kick) |
Мах ногой назад | Мах ногой в сторону |
Мексиканка - разновидность стойки на руках. Тело прогнуто, так что ноги принимают горизонтальное положение. Ноги слегка разведены. Голова приподнята, взгляд направлен горизонтально. Термин используется как в цирковой, так и в спортивной акробатике (См. Стойка)
Меланж-акт (melange - смешение, acte - действие) - номера, сочетающие трюки нескольких жанров. Жанровая принадлежность М.-а. определяется по характеру преобладающих в нем трюков. К номерам М.-а. относятся т.н. "Китайские игры". [1]
Мост (мостик, англ. bridge, bridge position) - положение в силовой и пластической акробатике, атлетике, классической борьбе: артист, запрокинувшись назад, опирается на ступни ног и на голову. В положении М. нижний акробат держит на себе различные пирамиды, атлет - большие тяжести. В пластической акробатике М. - крутой прогиб назад с опорой на ступни ног и кисти рук; в этом случае чаще употребляется слово "мостик". [1]
В борьбе М. используется как прием защиты
(мост-складка, мост с захватом).
"Канонический" мост в гимнастике и акробатике - мост с прямыми руками и ногами |
Тоже мост |
Мост с захватом (мост-складка) |
|
|
<?> |
Мост с опорой на одну ногу |
Исполнительница
восточного танца |
<Мост с опорой на одну руку> |
Мотофозо (мото-фозо, кукла) (англ. rag doll act) - цирковой или эстрадный номер, в котором артист(ка) изображает куклу. В начале номера партнер(ы), вносят куклу на сцену (манеж) или достают ее из коробки (чемодана, см. box act ). Исполнитель, одет, как правило, в яркую, "клоунскую" одежду или в костюм какого ни будь персонажа (девушка, полисмен, инопланетянин). По ходу номера партнер(ы) заставляют куклу принимать самые невероятные позы, проделывают различные комические трюки. В финале кукла "оживает", сбрасывает одежду, "оказываясь" человеком . Данный номер может служить прелюдией к конторсионному или акробатическому номеру (см. акробатический этюд). Номер может исполнятся одним исполнителем - "живая кукла".
Наклон (вперед, назад) (англ. bend)
|
|
Наклон вперед |
Наклон назад |
Переворот (вперед, назад)
Пирамида - элемент художественной, силовой и пластической акробатики, групповое расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные, композиционно оформленные фигуры. [1]
|
Пирамида
|
Пластическая акробатика - обобщенное название цирковых акробатических и гимнастических жанров, в которых существенную роль играет демонстрация гибкости тела: каучук , клишник , акробатический этюд , пластический этюд , художественно-акробатическая группа.
Пластический этюд - серия трюков, основанных на гибкости тела.
Поза лотоса (лотос) (англ. lotus, lotus position)
Полушпагат - облегченная, доступная почти всем разновидность продольного шпагата. Передняя нога полностью согнута в колене.
Промокашка - гимнастический элемент. Часто применяется на тренировках для разминки и развития гибкости. Исполнитель из положения стоя на коленях, прогибаясь, перекатывается на грудь и обратно.
Иногда П.-й называют положение типа "корзиночки", но упрощенное. Руки для захвата ног не поднимаются над головой, а наоборот отводятся назад.
Равновесие (англ. balance) - В художественной гимнастике - разновидность стоек на ногах, выполняемых в условиях, требующих развитого навыка сохранения устойчивости. К ним относятся в основном стойки на одной ноге, так как условия сохранения равновесия на обеих ногах близки к естественным и не представляют затруднений. Сложность и трудность равновесий, используемых в художественной гимнастике, весьма различна, так как к числу данных упражнений могут быть отнесены как простейшие (например, стойка на одной, другая вперед), так и весьма сложные положения, требующие владения рядом навыков и качеств. В частности, предельно развитой активной гибкости, специальной силы, отлично развитого чувства баланса в условиях меняющейся ориентировки в пространстве.
Классификация равновесий
Равновесия на обеих ногах наиболее просты в исполнении.
Равновесия на одной ноге более сложны в исполнении, требуют специальной тренировки и наиболее интересны как самостоятельный вид упражнений художественной гимнастики. Подвиды равновесий на одной ноге:
Три названные группы равновесий охватывают все принципиально существующие элементы данного типа. Однако форма положения тела при передних, задних и боковых равновесиях может быть бесконечно разнообразной. В частности, расположение туловища и свободной ноги гимнастки может быть различным по отношению к горизонту. По этой причине могут быть условно выделены
равновесия. Для первых характерно преимущественно горизонтальное расположение туловища и свободной ноги гимнастки. Вторая разновидность - вертикальные равновесия - характерна значительным разнообразием вариантов. Наиболее просты вертикальные равновесия в положении с высоко поднятым туловищем гимнастки (например, равновесие в аттитюде). Технически, наиболее сложны вертикальные равновесия с максимально поднятой ногой. Эти элементы могут исполняться с различной степенью наклона туловища.
Все названные структурно-технические варианты равновесий могут быть фиксированными (статическими) или проходящими (динамическими). Трудность их исполнения зависит от координации действий в положении равновесия, от уровня требований, предъявляемых к двигательным качествам гимнастки (например, гибкости), а также от способа опоры. Возможно исполнение стойки либо на всей стопе, либо на полупальцах. [3]
Вертикальное
переднее равновесие кольцом с захватом двумя. |
Вертикальное
заднее равновесие с захватом одной. |
Вертикальное
боковое равновесие. |
Разминка (англ. warming up, limbering up)
Разножка (split, split jamp) - прыжок или другое акробатическое упражнение с разведенными в стороны ногами.
Растяжка (англ. stretch, stretching)
Складка (англ. fold, bend) - положение в номерах клишника, каучук. Передняя С. - артист, наклоняясь вперед, плотно прижимает корпус к прямым ногам. Задняя складка - артист делает то же самое, наклонившись назад. "Складка на складке" - колонна из двух акробатов: верхний в С. на пояснице нижнего.
Когда в цирке говорят "С." - не обязательно имеют в виду полную складку. Может иметься в виду достаточно сильный наклон.
Разновидности складок:
Передняя складка |
Задняя
складка |
|
|
? |
Тройная складка |
Складка на складке |
Спортивная гимнастика (англ. artistic gymnastics) - один из основных видов спорта, включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно - у женщин). Основы современной спортивной гимнастики заложены в начале XIX в. немецким специалистом Ф.Л. Яном (F.L. Jahn). Членами международной федерации спортивной гимнастики - ФИЖ(FIJ; основана в 1881 г.) являются ок. 100 стран (1993 г.). Чемпионаты мира с 1903 г., Европы -с 1955 г. [2]
Стойка (англ. stand) - один из основных элементов акробатики : тело артиста находится в вертикальном положении ногами вверх. Существуют различные виды С.: на двух руках (в т.ч. "руки в руки"); на одной руке (в т.ч. "рука в руку"), на голове (в т.ч. и у партнера - "голова в голову"); на локтях, на лопатках, на груди; С. с богеном (выгнув спину); варианты этой С. шпагатом, в разножку, т.н. мексиканка. Основные приемы выхода в С. - с толчка и с жима. С. исполняются из различных положений, например из кабриоля (в акробатическом дуэте), на различных снарядах (на трапеции, на проволоке, на кубиках, на трости, на грифах турника и др.). [1]
Стретчинг (англ. srtetching) - система упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах. Используется как часть специальной тренировки в различных видах спорта и физкультуры. Существует и как самостоятельная система оздоровления организма.
Суплес (устаревшее) - то же, что гибкость
Художественная гимнастика (rithmic sport gymnastics, RSG) - вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, обруч, мяч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 40-е гг. XX в. В 60-е гг признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира проводятся с 1963 г. В программе олимпийских игр с 1984 г. [2]
Художественно-акробатическая группа (living statues) - вид групповых номеров, сочетающих элементы пластической, силовой и художественной акробатики . Участники номера в определенном ритме, под музыку демонстрируют серию разнообразных, последовательно сменяющихся пирамид, фигурных перегруппировок, "живых скульптур". Группы строятся иногда на сюжетных мотивах: возникающие в ходе номера перестроения, позы, фигуры являются как бы звеньями единой сюжетной линии. [1]
|
|
Художественно-акробатическая
группа |
Художественно-акробатическая группа |
Шпагат (split, splits) - элемент в гимнастике и акробатике. Ноги исполнителя, разведенные в противоположные стороны, образуют прямую линию.
Разновидности шпагатов:
Продольный
шпагат |
Поперечный
или прямой шпагат, |
Провисной
шпагат, продольный |
|
||
Провисной
шпагат, поперечный (side oversplit) |
Z-образный
шпагат |
? |
Этюд (франц. etude - изучение, разработка) - название номеров, в которых отдельные трюки плавно переходят один в другой и образуют стройную композицию. [1]
Источники
Критику и предложения просим направлять по адресу SnakeL - ffg2000@mail.ru
Гибкость в... Главная страница