Анна Мозговая и Эдуард Тараховский
Из книги Н.Шереметьевская Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985.
...Анна Николаевна Мозговая (род. 1910) и Эдуард Ефимович Тараховский (род. 1912) - танцоры, обладавшие удивительным сходством фигур. Оба - широкоплечие и узкобедрые. Он - наделенный атлетической силой. Она - гуттаперчевой эластичностью связок. Их дуэт, сложившийся под влиянием творчества Понны и Каверзина, впервые предстал перед московской публикой летом 1935 года.
С той поры Мозговая и Тараховский гастролировали по всем крупным городам, выступали на лучших сценических площадках, исполняя всего лишь один номер: "Романс" Р.Глиэра. Его поставила артистам В.С. Вазге, руководившая Ростовской студией, где они оба учились. Их первый номер, как это часто бывает, оказался самым репертуарным, он максимально раскрывал своеобразие физических возможностей исполнителей.
Мозговая и
Тараховский выступали почти обнаженные (оба в плавках, она в маленьком лифчике),
пленяя красотой линий в адажио, а в аллегро - стремительным темпом поддержек, по
преимуществу комбинированных вертушек (облетов дамы вокруг партнера на разных
уровнях от пола: вокруг его шеи, груди, наискось через плечо, вокруг бедер и
т.д.). Кульминационным моментом номера являлся выворотный шпагат, который так и
вошел в словарь акробатических терминов, как "шпагат Мозговой". Тараховский
выжимал ее в вертикальном положении, держа обеими руками за ногу (под коленом и
за щиколотку). Наверху Мозговая образовывала колечко (смыкая над головой
свободную ногу с рукой). Затем, постепенно выпрямляя эту ногу (продолжая
придерживать ее за щиколотку), она делала вертикальный шпагат. С этого момента
Тараховский начинал переводить ее тело в горизонтальное положение, опускаясь
корпусом вперед до тех пор, пока прямая линия предельно выпрямленных ног не
становилась параллельной полу (над выгнутой дугой корпусом). То есть тело
танцовщицы образовывало в воздухе зеркальное отражение обыкновенного шпагата -
поза, до того невиданная и почти неправдоподобная. Если бы фигура Мозговой не
была столь гармоничной, эта поза производила бы антиэстетическое впечатление
(как это част случалось у ее подражательниц).
.........
Однако же неверно было бы причислить номер Мозговой и Тараховского к жанру
цирковой акробатики, хотя некоторые параллели здесь напрашивались.
Танцевальность номера усиливалась пластичностью исполнителей, их способностью
окрашивать свои движения эмоциями
........
Балетмейстер Большого театра Леонид Жуков поставил им дуэт Демона и Тамары на
музыку "Элегии" Рахманинова ... Трудно сказать, утвердились бы подобные номера в
репертуаре танцоров. Элегия (1941) - последняя совместная работа талантливого
дуэта. Вскоре Эдуард Тараховский ушел добровольцем на фронт, и их номер
распался.
Дополнительная информация имеется в книге:
Н.Шереметьевская. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985.
Web master: SnakeL
e-mail: ffg2000@mail.ru
Версия 1.0, 15 ноября 2004г.